«Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом», – говорит Всевышний Аллах в суре «аль-Бакара», сообщая нам, что мудрость является великой милостью, многократно превосходящей любые богатства этого мира. Что же собой представляет мудрость?
«Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый» (аль-Бакара, 129). Ученые-толкователи утверждают, что под мудростью здесь подразумевается пророческая сунна.
«Они разгромили их по воле Аллаха. Давуд (Давид) убил Джалута (Голиафа), и Аллах даровал ему царство и мудрость и научил его тому, чему пожелал. Если бы Аллах не сдерживал одних людей посредством других, то земля пришла бы в расстройство. Однако Аллах милостив к мирам» (аль-Бакара, 251).
Аллах даровал Дауду великую власть, и он стал царем израильтян, а также Аллах избрал его пророком среди них.
Это основное значение слова «мудрость». Всевышний Аллах сказал: «Мы даровали Лукману мудрость: «Благодари Аллаха! Тот, кто благодарит, поступает только во благо себе. А если кто неблагодарен, то ведь Аллах – Богатый, Достохвальный» (Лукман, 12). Разъяснение значение этого слова, Абу Исмаил аль-Харави (р.а.) писал: «Мудрость – это ставить каждую вещь на ее законное место».
Имам ан-Навави (р.а.) давал этому понятию следующее значение: «Мудрость представляет собой знания, сопровождаемые действием, нравственностью, следованием истине и отдалением ото лжи и заблуждения».
Раз мудрость – это совокупность знаний и различных благородных качеств, она не может быть одинаковой у всех. Ученые выделяют три основные степени мудрости:
Столпами этой степени являются знание, неспешность и благоразумие. Противоположностями этого считается невежество, спешка и безрассудство.
Люди, которые обладают мудростью данной категории, соблюдают права других, никогда не торопят события и все делают своевременно. Все их действия гармоничны, в них мало упущений и нет в них чрезмерности.
Мудрый человек во всех действиях Всевышнего Аллаха видит мудрость и справедливость. Он никогда не терзает себя вопросами, например, почему Аллах одних создал здоровыми, а других инвалидами, или почему за ослушание и неверие 70 лет Аллах ввергает людей в Ад навечно?
Аяты Корана о справедливости и мудрости Господа являются для него ясными и достаточными аргументами:
«Аллах не совершает несправедливости даже весом в пылинку, а если поступок окажется благим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой» (ан-Ниса, 40).
Этой степенью мудрости обладали пророки и посланники, мудрецы, к примеру, Лукман аль-Хаким, некоторые сподвижники Пророка (с.а.с.) и некоторые предшественники.
Избранным рабам Всевышний Аллах дарует мудрость с самого рождения, от природы. Они говорят и действуют, согласно истине и довольству Всевышнего. Великий сподвижник Абу Муса аль-Аш'ари (р.а.) говорил об этом: «Мудрость не связана с возрастом человека. Она – подарок Всевышнего Аллаха тем, кому Он пожелает. Остерегайтесь же низких поступков и придерживайтесь благого нрава».
Однако это не значит, что мудрости нельзя достичь. Ученые ислама давали разные советы, как стать мудрым, некоторые из них мы приведем ниже.
Без соответствующих религиозных знаний человек не сможет узнать об именах и атрибутах Всевышнего Аллаха, не сможет самостоятельно Ему поклоняться и выводить суждения относительно тех или иных ситуаций.
Одним из важнейших факторов, влияющих на праведность и самосовершенствование человека, является праведное общество. Мудрец Лукман так наставлял своего сына: «О, сынок! Посещай общество ученых людей, ведь Аллах оживляет посредством их мудрости сердца, подобно тому, как Он оживляет мертвую землю посредством обильного дождя».
Хасан аль-Басри (р.а.) говорил: «Кто усердно поклонялся Аллаху в молодости, тому Аллах дарует мудрость в зрелости (старости). Это обещание Аллаха: «Когда он достиг зрелого возраста, Мы даровали ему власть (мудрость или пророчество) и знание. Так Мы воздаем творящим добро» (аль-Касас, 14).
Имам Ибн аль-Джаузи (р.а.) писал: «У каждой двери есть ключ, а ключ от двери мудрости – удержание своих страстей».
Отдаление от пустословия и праздных речей спасает от многих грехов и ошибок. Мудрые люди говорят лишь благое или же молчат. Посланник Аллаха (с.а.с.) в достоверном хадисе сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и Судный день, говорит благое или молчит».
Вахб ибн Мунаббих (р.а.) говорил: «Врачи единогласно заверяют: самым важным в медицине является профилактика. Мудрецы же единогласны в том, что во главе мудрости стоит молчание».
Одним из путей достижения мудрости является то, о чем говорил Лукман аль-Хаким в своем наставлении: «Мудрости я добился двумя вещами: не брал на себя сверх того, что мог выполнить, и делал до конца то, что обязался сделать».
Islam-today