«Они (лицемеры) говорят: “Мы уверовали в Аллаха и Посланника и повинуемся”. Но после этого часть их отворачивается, и они не являются верующими» (Сура «Нур», аят 47)
«Мумин, он как созревающая пшеница. Ветер, поглаживая, колышет колосья пшеницы то в одну, то в другую сторону. Когда ветер стихнет, колосья вновь оправившись, встанут во весь рост и продолжат расти, набирать силу. Но таков ли лицемер-мунафик? Он как сосна, а сосны не поддаются дуновениям ветра (стройные, крепкие, гордые!). И все же, пусть это не введет человека в заблуждение. Их могущество только до первого сильного вихря. Разразится буря, начнется ураган и сломает им поясницу, и свалится огромное дерево».
Наш Пророк (мир ему) так описывает настоящего мусульманина и двуличного в вере лицемера. Мумин похож на колосящуюся в поле пшеницу, а мунафик ‒ как сосновый чурбан. С зачерствевшим сердцем, угасшими чувствами, и до того фальшивый, что даже не может признаться в своем неверии!
Наш Пророк (мир ему) считал недостаточным просто сказать: «Я уверовал». Он не разделял веру от правдивости. Вспомним иудея по имени Абу Рафи', который исполнял роль посланника мекканских мушриков. Они отправили Абу Рафи'а в Медину для встречи с хазрати Пророком. После встречи с Пророком, он стал сомневаться во всем, чему верил до этого момента. Он начал понимать, что занял сторону зла в борьбе против добра. Его сильно удивили слова и поступки Пророка (мир ему). Он подумал, что этот человек может быть только пророком.
Решив стать мусульманином, Абу Рафи' произнес такие слова: «О Посланник Аллаха! Я был отправлен к тебе, чтобы быть посланником мекканцев, однако Аллаху известно, что я больше никогда не вернусь к идолопоклонникам Мекки». Пророк же сказал: «Ты должен вернуться в Мекку, к курайшитам. Если и там ты будешь испытывать те же чувства, позже оставишь их и вернешься к нам обратно». Поскольку миссия Абу Рафи'а оставалась незавершенной, то он нанес бы урон чести и достоинству, отказавшись исполнить до конца свои обязанности.
Что же случилось потом с Абу Рафи'ом? Он сделал так, как велел Пророк (мир ему), вернулся в Мекку, где в ту пору поклонялись идолам. Однако через короткое время он как мусульманин вернулся в Медину и явился к Посланнику Аллаха. Ведь Пророк (мир ему) учил его тому, что вера – это верность, преданность заветам, правдивость, защита прав людей, даже неверующих.
Безверие не похоже на веру. Не верить – значит отдаляться от истины. А когда человек отдаляется от истины, его сердцем овладевают негативные чувства. Он становится грубым, слабо воспринимает окружающую действительность, точно как Абдуллах ибн Убай, лидер лицемеров Медины. (Бухари, “Адаб”, 6207). Или как Хуркус ибн Зубайр, который во время распределения военных трофеев после сражения при Хунайне заметил серебряные монеты на руках Билала, стоявшего рядом с нашим Пророком, после чего выказал свои истинные чувства, сказав Пророку обидные слова.
Как он не постеснялся сказать Посланнику Аллаха такие слова: «О Мухаммад! Будь справедливым»?! Откуда он набрался такой наглости?! Однако чему же тут удивляться, ведь вежливость не присуща мунафикам, и они не способны осознать величие религии. (Тирмизи, “Ильм”, 2684).
Ответные слова Посланника Аллаха (мир му) до сих пор очень свежо звучат в наших ушах. Пусть Хуркусу не дано было его понять, но мы хорошо его понимаем. Посланник Аллаха говорил ему: «Горе тебе! Если я несправедлив, то кто же тогда может быть справедливым?!» А затем добавил: «Пусть не вводит вас в заблуждение, что такие, как Хуркус, читают Коран. Прочитанный ими Коран не пройдет у них дальше гортани. (Не смогут они впитать истины Корана). Их дела будут напрасными, словно стрела, пролетевшая сквозь цель (не нанося цели никакого вреда)». (Муслим, “Закят”, 2456).
Всевышний Аллах так описывает нам мучения, которым подвергнутся лицемеры в результате своих бесполезных действий:
«Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня, и ты не найдешь для них помощника» (Сура «Ниса», 4:145).
Неужели мы должны быть такими же грубыми, как Хуркус, которому нет никакой пользы от прочитанного им Корана? Или же лучше быть похожими на Абу Рафи'а, благословенными словно зерно, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе – по сто зерен. (Сура «Бакара», 2:261)?
Двуличное поведение не принесло никакой пользы тем, кто подобно Хуркусу предпочли иману золото, серебро и деньги. Коран говорит нам:
«Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их. Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного». (Сура «Ниса», 4:142).
Наш Пророк добавляет другие признаки лицемера-мунафика: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт». (Бухари, “Иман”, 34). Все эти поступки исключают правдивость. Мавляна не случайно говорит: «Старайся казаться таким, каков ты есть, или же будь таким, каким ты кажешься!»
Напоследок давайте послушаем нашего Пророка: «Мунафик похож на заблудившуюся между двумя отарами овцу. Он мечется то к одному стаду, то к другому». (Муслим, “Сыйфатуль-Мунафикин”, 7043). А в одном из хадисов он произносит хорошо известные всем слова: «Оторвавшегося от стада съедят волки». (Ибн Ханбаль, “Муснад”, 28064).
Пусть Аллах не сделает никого из нас пищей для волков и хищных птиц. Пусть Господь отдаляет нас от лицемерия, пусть укрепит наш иман и даст нам способность быть правдивыми.
Islam-Today
Понравилась статья? Будем признательны за репост!