«А кто выступит против Посланника после того, как для него прояснилась истина, и кто не последует путем верующих (с точки зрения вероубеждений или действий), – тех Мы направим туда, куда он сам обратился (оставив его на пути заблуждения), и (в вечном мире) сожжем в Аду. И плох же такой итог! Поистине, Аллах не прощает, когда к Нему приравнивают (кого-то, поклоняясь кому-то, кроме Него) но прощает то, что меньше этого (по тяжести греха), кому пожелает. Кто же приравнивает (кого-либо) к Аллаху, тот – в глубоком заблуждении» (Ан-Ниса, 115-116).
По мнению алимов, эти два аята были ниспосланы в отношении Ту`ма ибн Убайрика, совершившего кражу (эта история стала причиной ниспослания 105-107 аятов).
Когда посланник Аллаха ﷺ вынес решение отрубить ему руки за воровство, то Ту`ма ибн Убайрик сбежал в Мекку совершив иртидад (вероотступничество), в связи с этим и были ниспосланы эти два аята.
Саид ибн Джубайр говорил: Сбежав в Мекку, Ту`ма ибн Убайрик и там не смог жить нормальной жизнью. С целью совершения воровства он проделал дыру в стене одного из домов, но жители дома заметили его, поймали и убили, и, в связи с этим Аллах Всевышний ниспослал эти два аята.
В риваяте Мукатиля приводятся совершенно иные сведения, касающиеся казни или смерти Ибн Убайрика. В этом риваяте говорится: Когда Ту`ма ибн Убайрик совершил вероотступничество и бежал в Мекку, то там он стал гостем Хаджаджа ибн Алата ас-Сулями.
Хаджадж очень хорошо и радушно принял его. Но когда Ту`ма ибн Убайрик узнал, что в доме есть золото, то дождавшись ночи он вышел из дома и снаружи проделал дыру в той части дома, где, по его мнению, хранилось золото, и пролез во внутрь. Соседи, заметив это, окружили дом Хаджаджа и схватили Ибн Убайрика. Соседи хотели забить Ибн Убайрика камнями до смерти, но Хаджадж помешал им, несмотря на то, что Ибн Убайрик хотел обокрасть его дом.
Хаджадж ибн Алат ас-Сулями отправил Ибн Убайрика в Харру к племени Бану Суляйм. Убн Убайрик присоединился к ним, стал поклоняться их идолам и умер там же, будучи многобожником.
Также существует еще один риваят, в соответствии с которым Ибн Убайрик, покинув Мекку, добрался до морского побережья и сел на корабль. Но в пути он снова совершил кражу, украв что-то из того, что перевозилось на корабле. Команда корабля поймала его и выбросила за борт [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/200].
Где бы и как бы он не умер, или не был убит, становится совершенно понятным, что, во-первых, он умер многобожником, а во-вторых, что его тяга к воровству привела его сначала к вероотступничеству, а затем стала причиной его смерти.
В качестве причины ниспослания аята: «Поистине, Аллах не прощает, когда к Нему приравнивают (кого-то, поклоняясь кому-то, кроме Него) но прощает то, что меньше этого (по тяжести греха), кому пожелает. Кто же приравнивает (кого-либо) к Аллаху, тот – в глубоком заблуждении», приводится риваят, в котором сообщается, что один старый араб-бедуин пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О, посланник Аллаха! Я старик, погрязший в грехах и ошибках. Но с того момента, как я познал Аллаха и уверовал в Него, я никогда и никого не приобщал к Нему в сотоварищи. Каково же будет мое положение перед Аллахом?». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 5/247-248].
Вероятно, что приход этого старика бедуина к посланнику Аллаха ﷺ и убийство многобожниками Ибн Убайрика за воровство, очень близки друг к другу по времени, можно даже сказать, что эти два события произошли в одно и то же время.
Фото: shutterstock.com.