Достоверен ли хадис: «Из тысячи людей девятьсот девяносто девять войдут в Ад, и только один – в Рай» и как его понимать?
Такой хадис есть в различных сборниках хадисов, в том числе в сборнике имама Аль-Бухари.
Передается от Абу Саида аль-Худри (р.а.), что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«(В День воскресения) Аллах скажет: «О Адам!». (Адам) откликнется: «Вот я перед Тобой и готов служить Тебе, а (всё) благо в Твоих руках!». Аллах скажет: «Выведи тех, кому суждено оказаться в огне!». (Адам) спросит: «А сколько их?». (Аллах) скажет: «(Выведи) девятьсот девяносто девять из каждой тысячи», и после этого поседеют малые (дети), и каждая беременная сложит свою ношу, и увидишь ты людей (будто) пьяными, хотя пьяными они не будут, но суровым будет наказание Аллаха!» (и так подтвердится второй аят суры «аль-Хадж»).
(Люди) спросили: «О Посланник Аллаха, а кто из нас будет тем единственным, (кто спасётся от огня)?». На это Пророк (с.а.с.) ответил: «Радуйтесь, ибо один будет из вас, а девятьсот девяносто девять – из (народов) Йаджудж и Маджудж!».
А потом Пророк (с.а.с.) сказал: «И вы среди людей, как черная щетина на белом быке или как белая щетина на шкуре черного быка» [Аль-Бухари, Тафсир: 234, № 4464, 4/1767].
Актуально! Читайте также: Переполнится ли Ад?
Всевышний Аллах говорит:
«И предположение Иблиса касательно них оказалось верным: они последовали за ним, за исключением группы верующих» (Саба, 20).
Последнее предложение хадиса также подтверждают это: «И вы среди людей, как черная щетина на белом быке (так как верующие всегда будут в меньшинстве) или как белая щетина на черном быке (среди вас будет мало тех, кто войдет в Ад)».
Исламские ученые говорили, что большое количество неверующих свидетельствует о том, что за добродетельных рабов будет дано большое искупление – фидья.
Передается от Анаса (р.а.), что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«Воистину, эта община помилована, ее мучения будут из-за грехов, которые она совершила в этом мире. Когда же наступит Судный день, к каждому мусульманину будет приставлен один неверующий и будет сказано: «Это твое искупление от Огня» [Ибн Маджа, Зухд: 34, № 4292, 2/1434].
Из хадиса следует, что доброта Всевышнего Аллаха совершенна по отношению к Его (верующим) рабам, и они занимают высокое положение перед Ним. Высокое до такой степени, что Он сделал Своих врагов выкупом для Своих друзей.
Выкуп в этом контексте может означать и следующее. Всевышний Аллах сказал:
«Исполнилось [непременно осуществится] решение твоего Господа: «Я непременно заполню Ад [неверующими и непокорными] джиннами и людьми – всеми вместе» (Худ, 119).
Всевышний Аллах в этом аяте обещает заполнить Ад джиннами и людьми, и этого потребует Ад. Следовательно, Он заполнит его многобожниками и грешными верующими.
Так Всевышний Аллах удовлетворит требования Ада, предоставляя ей неверующих. И окажется, что таким образом верующие как будто выплатили фидью – искупление за себя.
Некоторые исламские ученые считали, что верующие, проходя по мосту Сырат, будут прикрываться от дуновения жара Ада неверующими. И так неверующие станут щитом и выкупом для мусульман.
Один из шейхов пояснил: «Когда похоронили Абу Бакра ибн аль-Хусейна аль-Мукри (р.а.), в ту же ночь шейх увидел его во сне. Шейх спросил: «О мой учитель! Как обошелся с тобой Всевышний Аллах?». Тот ответил: «Всевышний Аллах сделал философа Абу аль-Хасана аль-Амири выкупом для меня и сказал мне: «Это твоя фидья от огня Ада». Абу аль-Хасан ушел из жизни в ту же ночь, что и Абу Бакр аль-Мукри».
Передается от (Абу Мусы) Абдуллаха ибн Кайса альАшари (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«В Судный день группа из числа мусульман предстанет с грехами, подобными горам, Всевышний Аллах простит их и переложит их грехи на плечи иудеев и христиан» [Муслим, Тауба: 8, № 7190, 8/105].
И неудивительно то, что Всевышний Аллах по Своей милости и щедрости к верующим сделает фидьей (выкупом, искуплением) неверующих и многобожников. Потому что Всевышний Аллах будет относиться справедливо к безбожникам, а к верующим – с милостью и щедростью.
Это интересно! Читайте также: Уменьшается ли наказание обитателей Ада?
Опровергая сказанное выше, мутазилиты привели 18-ый аят суры «Фатыр»:
«Ни одна душа не понесет чужого бремени» (Фатыр, 18).
Однако эта точка зрения противоречит единогласному мнению ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа.
Всевышний Аллах сказал:
«Они непременно понесут свою тяжесть и другую тяжесть вместе со своей тяжестью. В Судный день их обязательно спросят за то, что они выдумывали» (Аль-Анкабут, 13).
Это говорит о том, что мутазилиты не могут использовать предыдущий аят в качестве довода. Перекладывание злодеяний некоторых людей на неверующего является воздаянием за его же злодеяния.
Например, злодеяния тех, кого нечестивые лидеры вводили в заблуждение, в итоге является грехом этих лидеров тоже. Каждый несет ответственность за себя, но тот, кто побуждает ко злу, несет ответственность и за тех, кто последовал за ним. Всевышний Аллах наиболее сведущ в этих делах, к Нему наше возвращение.
Пусть Всевышний Аллах сохранит нас от пламени Ада и сделает Его счастливыми рабами, которые увидят Его красоту и лик. Аминь!