История ниспослания аята: «Они приписывают Аллаху дочерей, говоря что ангелы – дочери Аллаха»
وَقَالَ اللَّهُ لَا تَتَّخِذُوا إِلَهَيْنِ اثْنَيْنِ إِنَّمَا هُوَ إِلَهٌ وَاحِدٌ فَإِيَّايَ فَارْهَبُونِ51
وَلَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَلَهُ الدِّينُ وَاصِبًا أَفَغَيْرَ اللَّهِ تَتَّقُونَ 52
«И Аллах сказал [через своих посланников]: «Не поклоняйтесь двум богам! Поистине, Бог только один. Меня одного страшитесь!» Ему принадлежит все, что на небесах и на земле. И Ему одному следует подчиняться. Неужели вы боитесь кого-то, кроме Аллаха?» (ан-Нахль, 51-52).
Мукатиль рахимахуллахи рассказывал: «Однажды во время намаза один из мусульман обратился к Всевышнему Аллаху по имени Ар-Рахман. Слышавший это многобожник сказал: «Разве Мухаммад с товарищами не призывают к поклонению одному единственному богу? А сами взывают к двум богам сразу!» И тогда был ниспослан этот аят».
Отвечают ли родители за грехи своих детей?
وَيَجْعَلُونَ لِلَّهِ الْبَنَاتِ سُبْحَانَهُ وَلَهُم مَّا يَشْتَهُونَ 57
«Они [язычники] приписывают Аллаху дочерей [говоря: «Ангелы – дочери Аллаха»]. Пречист Он [от того, чтобы иметь детей]! Себе же они оставляют, кого пожелают [мальчиков]» (ан-Нахль, 57).
Этот аят был ниспослан относительно арабов племен Кинана и Хузаа, которые верили в то, что ангелы – это дочери Аллаха, и говорили: «К дочерям следует относиться лишь как к дочерям».
ضَرَبَ اللَّهُ مَثَلًا عَبْدًا مَّمْلُوكًا لَّا يَقْدِرُ عَلَى شَيْءٍ وَمَن رَّزَقْنَاهُ مِنَّا رِزْقًا حَسَنًا فَهُوَ يُنفِقُ مِنْهُ سِرًّا وَجَهْرًا هَلْ يَسْتَوُونَ الْحَمْدُ لِلَّهِ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْلَمُونَ 75
وَضَرَبَ اللَّهُ مَثَلًا رَّجُلَيْنِ أَحَدُهُمَا أَبْكَمُ لَا يَقْدِرُ عَلَى شَيْءٍ وَهُوَ كَلٌّ عَلَى مَوْلَاهُ أَيْنَمَا يُوَجِّههُّ لَا يَأْتِ بِخَيْرٍ هَلْ يَسْتَوِي هُوَ وَمَن يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَهُوَ عَلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ
76
«Аллах привел в пример раба, который принадлежит другому и не может ничего [ничем не владеет и не распоряжается], и человека, которому Мы даровали прекрасное [чистое и разрешенное] богатство и который [щедро] расходует его – тайно и открыто. Равны ли они? Хвала Аллаху! Но большая часть их [этих людей] не знает этого [не осознает этой разницы, и поэтому продолжает пребывать в неверии и заблуждении]. И Аллах привел в пример двух людей. Один из них – немой, немощный и обременяет своего опекуна. Куда его ни направь [и что ни поручи], он не приносит пользы. [С ним Аллах сравнивает неверующего] Разве он равен тому, кто [обладая способностью красиво говорить, обращается к людям и] побуждает к справедливости [к правдивости во всем и приносит пользу людям] и [который сам] следует прямым путем [и поэтому добивается всего желаемого малыми усилиями]? [С ним Господь сравнивает праведного верующего]» (ан-Нахль, 75-76).
Учим имена Всевышнего: что означает имя Аль-Мухаймин?
В рассказанном Ибн Джариром риваяте от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху, который приводит в своем «Любаб ан-Нукуль» имам ас-Суюти, говорится: «Аят: «Аллах привел в пример раба, который принадлежит другому и не может ничего [ничем не владеет и не распоряжается], и человека, которому Мы даровали прекрасное [чистое и разрешенное] богатство и который [щедро] расходует его – тайно и открыто…», – был ниспослан относительно одного верующего человека из числа курайшитов и его раба.
А аят: «И Аллах привел в пример двух людей. Один из них – немой, немощный и обременяет своего опекуна…», – был ниспослан относительно ‘Усмана ибн ‘Аффана радыяллаху ‘анху и его нерадивого раба, который всячески препятствовал добродетели своего хозяина».
Из книги «Асбабун-Нузуль»
Читайте также:
-
Не оскорбляйте другие религии
Религии внесли неоценимый вклад в возникновение и развитие человеческой культуры, которую можно определить как сосредоточие всех достижений человечества в продолжение всей его истории. К примеру, разве можно отрицать роль религии в становлении культурного кода Малой Азии, которая стала колыбелью для многих цивилизаций? Несомненно, сохранить такую пеструю картину культурного многообразия на этой территории стало возможным лишь благодаря толерантности Ислама и мусульман
-
Действия, нарушающие пост
Несоблюдение хотя бы одного из трех главных элементов поста, составляющих его основу, таких как воздержание от еды, питья и интимной близости, нарушает пост. Начатый и по каким-либо причинам нарушенный день поста должен быть возмещен. Что касается нарушения поста в месяц Рамадан, то, в зависимости от вида нарушения, может одновременно потребоваться «када» (возмещение) и «каффарат» (искупление), или же только возмещение.
-
Как обращаться с врагами? Правило первое.
Некоторые люди убеждены, что наличие врагов – это признак успеха. На самом деле причина их «возникновения», это не столько успех, сколько дурной нрав. Например, зависть, ревность к успеху, неуверенность в себе, неблагодарность и т.д. С другой стороны, дурным нравом можно не только стать чьим-то врагом, но и нажить его...
-
4 главных заблуждения об исламе
Кажется, что у людей на западе много заблуждений об исламе и мусульманах. Многие считают, что западный мир является развитым, просвещенным и свободным, а исламский – прямая противоположность: примитивный, невежественный и угнетенный
-
Почему Пророк (ﷺ) не советовал нам оставаться в одиночестве?
В одном из хадисов Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказано: «Не следует одному ночевать дома, так и нельзя пускаться в дальнюю дорогу в одиночестве».
-
Дуа для успешной сдачи экзаменов
Дуа, чтение которых перед экзаменом снять напряжение, и лучше показать себя на экзамене.
-
10 чудес, на которые способны ангелы
Поистине, ангелы – удивительные существа, созданные Аллахом. Они сопровождают нас, записывают наши деяния, охраняют нас по воле Всевышнего. Мы не видим их, но они всегда рядом с нами.
-
Как узнать, любит ли меня Всевышний или нет?
Всем нам хочется быть достойными любви Всевышнего, поскольку Его любовь к нам и Его довольство нашей жизнью – это самая главная цель жизни верующего человека. Но можно ли как-то узнать – любит ли Он меня, доволен ли Он моей жизнью?