Начало: Какими достоинствами обладал Идрис (а.с.)?
Однажды Идрис ‘алейхис-салям ходил по пустыне под солнечным зноем. Идрис ‘алейхис-салям устал, поэтому помолился: «Господи, как же на нас влияет солнце, до которого расстояние в тысячи лет. Каково же приходится ответственному за него ангелу, о мой Господь? Облегчи солнечный жар этому ангелу!»
Его молитва была принята. Ангелу, ответственному за солнце, полегчало, когда он спасся от жары. И он вопрошал: «О мой Господь! Спад солнечного жара – это милость или наказание для меня?»
Аллах Табарака ва Та‘аля ответил: «Это польза тебе от ду‘а Идриса ‘алейхис-салям». Поэтому Идрис ‘алейхис-салям понравился этому ангелу, и ангел попросил о встрече и знакомстве с ним. Всевышний Аллах разрешил. Ангел пришел к Идрису ‘алейхис-салям и подружился с ним.
Идрис ‘алейхис-салям сказал: «Дорогой мой ангел, спроси у ‘Азраиля ‘алейхис-салям о моей жизни. Пусть он немного продлит ее, я хочу провести больше времени в поклонении». Ангел взмолился Всевышнему Аллаху.
Всевышний Аллах повелел: «Отведи Идриса ‘Азраилю, пусть он сам попросит». Ангел привел Идриса ‘алейхис-салям на четвертое небо, оставил его у солнца, а сам отправился к ‘Азраилю ‘алейхис-салям и сказал: «У меня есть к тебе одна просьба». ‘Азраиль сказал: «Я, вне сомнений, исполню ее, если у меня хватит на то сил. Какова твоя просьба?»
Ангел сказал: «У меня есть друг из числа людей, его зовут Идрис, отложи же его смерть, он бы поклонялся еще больше». ‘Азраиль ‘алейхис-салям сказал: «У меня не хватит на это сил, но я сообщу, когда к нему придет смерть».
И, взглянув в книгу смертей, узнал, что он умрет, когда будет стоять прямо у солнца. ‘Азраиль ‘алейхис-салям сказал ангелу: «Ты спросил о таком человеке, чья смерть мне не представляется возможной. Судя по написанному в тетради, его смерть не наступит, пока он не будет стоять близко к солнцу. А кто же доберется до солнца?»
Ангел ответил: «Я только что оставил его ждать у солнца». «Тогда иди к нему, его жизнь подходит к концу», – сказал ‘Азраиль ‘алейхис-салям. Когда ангел пришел к Идрису ‘алейхис-салям, он уже был мертв. Обитатели семи небес совершили джаназа-намаз и похоронили его в Бейт Аль-Ма‘мур.
Мы понимаем это в аяте:
«Мы подняли его высоко [на небеса]». «Марьям», 19:57
Передал Ваххаб бин Мунбих радыяллаху ‘анху. Когда Идрис ‘алейхис-салям стал пророком, он призывал всех людей к вере, и к нему прислушивались. Мир обогатился мусульманами, они основали сто городов. Размышляя об испытании смертью, мраке могилы и переживаниях в Судный день, он поклонялся столько, сколько не поклонялись тогда все люди вместе взятые.
Пророк, которого забрали на небеса живым
По этой причине ‘Азраиль ‘алейхис-салям попросил у Всевышнего Аллаха позволения встретиться с Идрисом ‘алейхис-салям. Всевышний Аллах разрешил. ‘Азраиль ‘алейхис-салям пришел к Идрису ‘алейхис-салям в облике человека. Они жили вместе три дня. ‘Азраиль ‘алейхис-салям не ел и не пил.
Идрис ‘алейхис-салям понял, что это ангел, и спросил: «Какой ты ангел?» Ангел ответил: «‘Азраиль, забирающий души». «Ты пришел, чтобы встретиться со мной или чтобы забрать мою душу?» ‘Азраиль ‘алейхис-салям сказал: «Чтобы встретиться». Идрис ‘алейхис-салям сказал: «Возьми мою душу, я хочу познать смерть». ‘Азраиль ‘алейхис-салям попросил разрешения у Всевышнего Аллаха.
От Него пришло повеление: «Что скажет мой раб Идрис, ты так и поступай». ‘Азраиль ‘алейхис-салям забрал его душу и тотчас же оживил. Идрис ‘алейхис-салям умер и воскрес. Идрис ‘алейхис-салям сказал: «Есть еще одно желание: отведи меня в небо, хочу увидеть Ад и Рай». ‘Азраиль ‘алейхис-салям спросил у него: «Какова твоя цель?»
Идрис ‘алейхис-салям сказал: «Хочу больше и усерднее поклоняться, увидев Рай и Ад». Затем ‘Азраиль повел его в Ад. Он сказал хранителю Ада Малику: «Открой врата Ада, пусть Идрис увидит».
Малик открыл Ад с позволения Аллаха. Идрис осмотрел все и сказал: «Я увидел Ад, теперь же отведи меня в Рай». ‘Азраиль ‘алейхис-салям повел его в Рай. Идрис ‘алейхис-салям вошел в Рай и изумился райским благам, гуриям и прислугам, пребывающим в Раю. ‘Азраиль ‘алейхис-салям сказал: «О Идрис, выходи же, я отведу тебя обратно». Идрис ‘алейхис-салям сказал: «Я не выйду, если так рассудит Аллах». Всевышний Аллах отправил ангела рассудить их двоих.
Ангел узнал о споре между ‘Азраилем и Идрисом ‘алейхума ас-салям. ‘Азраиль ‘алейхис-салям поведал ангелу историю с самого начала. Ангел спросил у Идриса ‘алейхис-салям: «А что ты скажешь?» Идрис ‘алейхис-салям сказал: «Я не выйду из Рая». Ангел ответил: «Еще не пришло твое время входить в Рай». Идрис ‘алейхис-салям сказал: «Мое время пришло». Ангел спросил: «Почему?»
Это интересно: "Всякий, кто его увидел, тот от себя отрекся, сразу же от дел этого мира освободился"
Идрис ‘алейхис-салям ответил: «Всевышний Аллах сказал:
«Каждая душа вкусит смерть». «Алю Имран / Род Имрана», 3:185
Я же вкусил смерть. А еще Всевышний Аллах сказал:
«Каждый из вас [людей] войдет туда. Таково окончательное решение твоего Господа» «Марьям», 19:71
Я побывал в Аду. И ведь Всевышний Аллах сказал о пребывающих в Раю:
«Они останутся там навечно и не захотят покинуть это место». «Аль-Кахф / Пещера», 18:108
Я уже вошел в Рай, и теперь не хочу выходить». Ангел не знал, что ответить. Тогда пришел приказ от Всевышнего Аллаха:
«Оставьте его, он говорит обоснованно, пусть он будет в Раю!»
Таков смысл аята «Мы подняли его высоко [на небеса]». «Марьям», 19:57
Так Идрис ‘алейхис-салям поклоняется вместе с ангелами в Раю, а иногда – на четвертом или шестом небе. Награда за это известна только Всевышнему.
Поклонению какого из пророков позавидовал сам Азраил (а.с.)?
Сообщается, что до Судного дня в живых останется четыре пророка. Двое будут пребывать на небе, двое – на земле. На небе находятся Идрис и Иса ‘алейхума ас-салям, а на земле – Хызыр (Хидр) и Ильяс ‘алейхума ас-салям. В Судный день трое из этих четырех пророков умрут, а один не умрет. Это – Идрис ‘алейхис-салям. Для жителей Рая и Ада не существует смерти, это вечные места пребывания для своих обитателей. В этом значение аята:
«Все погибнет, кроме Него». «Аль-Касас / Рассказ», 28:88
То есть все творения, кроме Рая и Ада, погибнут, и подобно тому, как в Судный день уверовавшие в таухид (Единого Бога) не будут пользоваться райскими благами, так и язычники и грешники в Последний день не подвергнутся адским мучениям.
Все (включая и небо, и землю) тленно, кроме семи вещей (это Арш, Курси, Рух, Ляух аль-Махфуз (Хранимая Книга) и Калям): Всевышний Аллах сохраняет их, только Сам зная об их расположении («Субат аль-‘аджизин» – «Неукротимость немощных»).
В предании говорится: Идрис ‘алейхис-салям в возрасте шестидесяти пяти лет женился на женщине по имени Раха.
У них родился ребенок Матушалих. Матушалих значит радость, радостный. Свет хазрати Мухаммада Мустафы саллаллаху ‘алейхи ва саллям перешел к Матушалиху. Он женился на ‘Урье, у них родился ребенок по имени Ламек (в значении «великий»). Свет перешел к нему. Матушалих умер, когда ему было девятьсот шестьдесят девят лет. Восьмидесятидвухлетний Ламек женился на Кайнуш, на свет родился Нух ‘алейхис-салям.
Из книги “Кыссасуль-анбия”
Фото: elements.envato.com