Сообщается, что во сне Всевышний Аллах сказал Ибрахиму ‘алейхис-салям: «О Ибрахим, проснись, принеси жертву».
Ибрахим ‘алейхис-салям встал и принес в жертву сто овец, тогда появился огонь и сжег их всех. Во втором сне он получил тот же приказ. Ибрахим ‘алейхис-салям принес в жертву сто быков (по другой версии – верблюдов).
Вышел огонь и сжег их всех. В третью ночь ему вновь было приказано принести жертву. Он спросил: «Что мне принести в жертву?» Пришло повеление от Аллаха: «Своего любимца» или, по другой версии, «Сына Исмаиля».
На следующий день Ибрахим ‘алейхис-салям сказал Хаджар: «Позови Исмаиля, мой славный друг хочет повидать его. Расчеши его, обведи глаза сурьмой, нанеси благовония, одень в хорошую одежду, и я поведу его к другу». Хаджар сделала все так, как просил Ибрахим ‘алейхис-салям, и сказала сыну: «Возьми нож и веревку».
Исмаиль спросил: «Отец, мы же идем в гости к твоему другу, зачем нам нож и веревка?» Ибрахим ‘алейхис-салям сказал: «На обратной дороге зарежем барана». Отец с сыном вышли в дорогу.
Исмаиль ‘алейхис-салям шел за Ибрахимом ‘алейхис-салям. Когда они скрылись из виду, Иблис не вытерпел, полагая, что если сейчас он не станет наущать, то упустит свою последнюю возможность повлиять на него. Он явился к Исмаилю в обличии старца: «Ты знаешь, куда тебя ведет отец?»
Исмаиль ответил: «К другу». Иблис сказал: «Он принесет тебя в жертву». Исмаиль сказал: «Какой же отец зарежет своего сына?» Иблис ответил: «Он сделает это по приказу Всевышнего Аллаха».
Исмаиль ‘алейхис-салям ответил: «Ради довольства Всевышнего Аллаха я пожертвовал бы тысячами своих душ, отдам и свою единственную», – он узнал шайтана и прогнал Иблиса камнями. После этого бросать камни в этом месте стало сунной для уммы Мухаммада саллаллаху ‘алейхи ва саллям.
История пророка Ибрахима (а.с.): «Я не совершаю земных поклонов никому, кроме Аллаха»
Иблис, отчаявшись в Исмаиле ‘алейхис-салям, решил, что будет проще совратить женщину, и пришел к Хаджар в облике мужчины. Он сказал: «Куда пророк Ибрахим повел Исмаиля?» Хаджар ответила: «К другу».
Иблис сказал: «Нет, он принесет его в жертву». Хаджар сказала ему: «Какой же отец зарежет своего сына? Так не бывает, отцы любят своих детей». Иблис сказал: «Он сделает это ради довольства Всевышнего Аллаха».
Хаджар сказала: «Глупец, ради довольства Всевышнего Аллаха и я готова отказаться от тысячи сыновей». Иблис и здесь не преуспел.
Достигнув горы Басир, Ибрахим ‘алейхис-салям остановился, Исмаиль присел рядом с ним. Ибрахим ‘алейхис-салям посмотрел на сына и стал плакать. Исмаиль спросил: «Отец, почему ты плачешь?» Всевышний Аллах сообщает об Ибрахиме и Исмаиле ‘алейхима ас-салям в Благородном Коране:
فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَىٰ فِي الْمَنَامِ أَنِّي
أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَىٰ ۚ قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ ۖ سَتَجِدُنِي
إِن شَاءَ اللَّـهُ مِنَ الصَّابِرِينَ
«Когда [Исмаиль] достиг возраста, когда смог помогать [отцу], [Ибрахим] сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, как я приношу тебя в жертву. Что ты думаешь [об этом]?» [Исмаиль] Ответил: «Отец! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня среди терпеливых» (Ас-Саффат, 102).
Он сказал: «Отец, почему же ты не сказал об этом дома, я бы попрощался с матерью». Ибрахим ‘алейхис-салям плакал. Исмаиль ‘алейхис-салям сказал: «Отец, встань, поторопись, не тяни с повелением Аллаха, не совершай греха. Если позволишь, у меня есть несколько заветов. Во-первых, свяжи мои ноги и руки, пусть моя кровь не разбрызгается от боли. Во-вторых, не смотри на мое лицо, когда будешь резать, пусть отцовская любовь не помешает тебе. В-третьих, отнеси мою рубашку матери, пусть она вспоминает меня, и ты тоже поминай меня. В-четвертых, скажи матери, пусть не плачет из-за приказа Всевышнего Аллаха».
Ибрахим ‘алейхис-салям, услышав эти пронзительные слова, еще пуще зарыдал и сказал: «О мой Господь, смилуйся надо мной, пусть моя слабость и старость не помешают мне. О мой Господь, лиши меня Своей милости, если я согрешил, но смилуйся над этим безгрешным дитем».
Исмаиль ‘алейхис-салям сказал: «О отец, не тяни время этими словами. Да убережет нас Аллах от мучений. Отец, видишь, как разверзлись небеса?» Ангелы горевали и оплакивали его: «Как же так, о наш Господь, один пророк ради Твоего довольства готов зарезать другого пророка и приставил нож к его шее?» Земля затряслась. Исмаиль ‘алейхис-салям тогда сказал: «Отец, выполни, что приказано, но развяжи меня, пусть ангелы не подумают, что смерть моя была насильной».
Ибрахим ‘алейхис-салям развязал Исмаиля ‘алейхис-салям и со всей силы провел ножом по его шее. Всевышний Аллах приказал Джабраилю ‘алейхис-салям: «Поторопись, не дай ножу пройтись по горлу Исмаиля». Джабраиль ‘алейхис-салям быстро подставил свое крыло между ножом и горлом Исмаиля ‘алейхис-салям. Некоторые ученые говорят, что Всевышний Аллах поставил на шею Исмаиля медную броню. Исмаиль ‘алейхис-салям сказал: «О отец, твоя любовь ко мне возобладала, ты не смог крепко удержать нож. Не смотри на меня, не пренебрегай приказом Всевышнего Аллаха, режь твердо».
Каким был первый грех, совершенный человеком на земле?
Ибрахим ‘алейхис-салям со всей силой прошелся ножом, но тот снова не порезал. Исмаиль ‘алейхис-салям сказал: «О отец, приставь нож острием к вене и вколи его». На третий раз он приставил нож к горлу и стал колоть, но нож отломился. Ибрахим ‘алейхис-салям разозлился и бросил нож в камень, камень треснул, и нож заговорил: «О Ибрахим, не злись на меня, ведь и ты не сгорел, когда Намруд бросил тебя в огонь».
Ибрахим ответил: «Всевышний Аллах не позволил». Нож ответил: «Всевышний Аллах десять раз приказал огню не сжигать, и он не сжигал. А мне семьдесят раз было велено не резать его, я всего-то исполняю приказ».
Ибрахим ‘алейхис-салям растерялся, и тогда пришло повеление. Аллах Субханаху ва Та‘аля в Благородном Коране говорит:
قَدْ صَدَّقْتَ الرُّؤْيَا ۚ إِنَّا كَذَٰلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ
«Ты уже подтвердил правдивость сна [ты выполнил Наше повеление, теперь достаточно, остановись]». Поистине, так Мы воздаем добродетельным [избавляем их от тягот]» (Ас-Саффат, 105).
Ибрахим ‘алейхис-салям посмотрел на гору, откуда спускался баран, а по другой версии стоял Джабраиль ‘алейхис-салям с бараном. Джабраиль ‘алейхис-салям сказал: «Аллаху акбар» («Аллах велик»).
Ибрахим ‘алейхис-салям сказал: «Ляя иляха илляллаху, валлаху акбар» («Нет бога, кроме Аллаха, и Аллах велик»). Исмаиль ‘алейхис-салям сказал: «Аллаху акбар ва лилляхиль-хамду» («Аллах велик, и вся хвала Аллаху!») Ибрахим ‘алейхис-салям поймал барана, но тот убежал. Ибрахим ‘алейхис-салям погнался за ним.
Исмаиль ‘алейхис-салям тоже побежал и поймал барана в Мине. Там его и принесли в жертву. Ибрахим ‘алейхис-салям сказал Исмаилю ‘алейхис-салям: «Кто развязал твои руки и ноги?» Исмаиль ‘алейхис-салям ответил: «Всевышний Аллах отправил барана для принесения жертвы. Он же и развязал».
Всевышний Аллах был доволен восхвалениями Джабраиля, Ибрахима и Исмаиля ‘алейхим ас-салям после того, как они увидели барана. Этот такбир стал сопровождать хадж, и стал ваджибом для уммы после пяти молитв в дни Арафа и праздничные дни Курбана. Барана зарезали, сначала сварили и отведали его сердце.
Отец с сыном по дороге домой решили ничего не говорить Хаджар. Хаджар ждала их у двери. Когда Исмаиль ‘алейхис-салям дошел до дома и увидел мать, он не удержался и заплакал. Мать спросила, почему он плачет.
Ибрахим ‘алейхис-салям все же позволил Исмаилю ‘алейхис-салям раскрыть тайну и рассказать обо всем матери. Мать обняла ребенка и восхвалила Всевышнего Аллаха. Согласно преданию, посланный Ибрахиму ‘алейхис-салям баран был жертвой Хабиля, который провел сорок (по другой версии – восемьдесят) лет в Раю.
О дитя! Пусть история Ибрахима и Исмаиля ‘алейхим ас-салям послужит для тебя уроком! Поскольку Ибрахим ‘алейхис-салям и его почтительный сын Исмаиль ‘алейхис-салям подчинились приказу Всевышнего Аллаха, они заполучили Его довольство, их славные имена упоминали ангелы в своих молитвах, Ибрахим ‘алейхис-салям получил имя Халилуллах, друг Аллаха, а Исмаиль ‘алейхис-салям удостоился чести стать предком Пророка саллаллаху ‘алейхи ва саллям, про которого сказано: «О Мухаммад, если бы не ты, Я бы не создал небеса и земли», – а восхваления, произнесенные этими благословенными людьми, стали ваджибом и сунной для уммы, а хадж в Священную Мекку стал фардом для каждого, у кого есть такая возможность.
Если мы с тобой будем воспринимать довольство наших родителей как способ достижения довольства Аллаха, будем чтить и уважать их, то непременно познаем милость Всевышнего Аллаха, преуспеем в благих делах в мире настоящем и последующем.
«Кысасуль-анбия. История пророков»