Исследователи человеческого духа, или великие мастера тасаввуфа в III и IV вв. хиджры

Фото: Mama Belle and the / shutterstock.com

Фото: Mama Belle and the / shutterstock.com

Тасаввуф в III и IV вв. хиджры (IX-X вв. по хр. лет.)

III и IV вв. хиджры (IX-X вв. по хр. лет.) имеют в истории тасаввуфа особое значение. В это время жили великие мастера тасаввуфа, идеи, взгляды и практика которых находили последователей на протяжении будущих столетий. Эти века имеют также особое значение и с точки зрения политической истории ислама, истории исламского общества и науки.

Это эпоха развития государства ̒Аббасидов, в период которого Багдад и его окрестности стали центром науки. В этот период возникли мазхабы в науке фикх: ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский, суннитские школы богословия: ашʻаризм и матуридизм, а также такие ложные течения, как муʻтазилизм, шиизм, батынизм и карматизм.

В этот период тасаввуф выделился из других исламских наук (фикх, ʻакыда, усуль аль-хадис) и быстро развивался. В это время были написаны первые произведения по тасаввуфу, начали применяться и распространяться первые понятия тасаввуфа.

Большое развитие в эту эпоху получили такие направления тасаввуфа, как тахаллюк (обучение нравственности), тахаккук (духовное постижение и познание Аллаха). Мастера тасаввуфа этого периода ставят во главу угла исследование человеческого духа, изложение его состояний и степеней его совершенствования.

Течение тасаввуфа, выдвигающее на первый план любовь, основанное Рабиʻа аль-ʻАдавийей и затем развитое Ма’руфом аль-Кархи в III, IV, V вв. хиджры стало одной из основных позиций тасаввуфа. Традиция страха и печали школы Басры, начало которой положил Хасан аль-Басри, в III веке постепенно уступила свое место любви.

И то, что живший в III веке Харис аль-Мухасиби, оказавший влияние на развитие тасаввуфа в последующие столетия, написал книгу, посвященную высокой любви, и в других своих произведениях придавал ей большое значение, показывает, что тасаввуф этого периода несет на себе «печать любви».

3 способа крепко держаться благодатной сунны

Фото: Emqan/ shutterstock.com

Фото: Emqan/ shutterstock.com

Если захиды-суфии первых двух веков хиджры были выходцами в основном из Басры, Куфы и Хорасана, в III – IV вв. на всех исламских территориях начинают появляться мастера тасаввуфа, отличающиеся тяготением к различным течениям тасаввуфа. В то время как продолжалось развитие тасаввуфа в Басре, Куфе и Хорасане, Египет, Нишапур, Дамаск и, в особенности, Багдад взрастили великих мастеров тасаввуфа.

Среди суфиев III века хиджры, имеющих происхождение из Басры, выделяется Сахль ибн ʻАбдуллах ат-Тустари (ум. в 896 г.), из Куфы – Ибн ас-Саммак (ум. в 805 г.). Школа Хорасана этого периода, делающая акцент на вопросах упования на Аллаха и великодушия, представлена такими мастерами тасаввуфа, как Ахмад ибн Харб (ум. в 848 г.), Хатим аль-Асам (ум. в 851 г.),

Ахмад ибн Хадравайх (ум. в 854 г.), Абу Тураб ан-Нахшаби (ум. в 859 г.), Абу ʻАбдуллах ас-Сиджзи (ум. в III 3 веке хиджры).

Фото: ildintorlak/ shutterstock.com

Фото: ildintorlak/ shutterstock.com

Развивающееся в это время в Хорасане понятие «великодушие» (футувват) включало в себя смелость, отвагу, благородство, честь, постепенно обогатившись также значениями «щедрость», «посвящение себя служению», «не причинение страданий другим», «отдаление себя от желания власти» и «борьба с нафсом».

Еще одним из выдающихся суфиев из Хорасана был Абу ʻАбдуллах Мухаммад ибн ʻАли (ум. в 932 г.), известный как аль-Хаким ат-Тирмизи. Он был ханафитским факихом, автором около восьмидесяти трудов.

Одна из самых известных его книг по тасаввуфу «Хатм аль-авлия» посвящена теме близости к Аллаху. Ибн ʻАраби использовал его произведения в качестве источников для своих трудов.

Фото: ESB Professional/ shutterstock.com

Фото: ESB Professional/ shutterstock.com

Как исламская умма очистила мусульманское предание от выдумок и лжи

Н.Сабиров. «Тасаввуф»

Социальные комментарии Cackle