Ислам регулирует каждую сферу человеческой жизни, предоставляя руководство относительно каждого его аспекта.
Нормами, регулирующим поведение, моральные качества и духовную жизнь мусульманина является исламский этикет или адаб (основывается на Коране и сунне).
Исламский этикет (адаб) – предписанные исламской религией нормы поведения и манеры в абсолютно разных сферах человеческой жизни: духовной и бытовой. Представляем вниманию нашего читателя серию статей, посвященных разным частям исламского этикета, первой из которой станет адаб поклонения Всевышнему Аллаху.
Аллах Всевышний – наш Творец и Создатель, единственный, достойный поклонения и наивысшей степени хвалы и почитания. Главное послание ислама – единство Всевышнего – Творца всего сущего, всех миров. Это убеждение является основополагающим в исламе, на котором выстраиваются отношения со Всевышним. Аллах сказал:
َحٌد َُك َّن لُه ُ كُفًوا أ َ ْم ي َ ْد َ ول ُول َ ْم ي َِل ْد َ ول َ ْم ي ُ َّ الص َم ُد ل َ َحٌد َّ الل ُ أ ُقْل ُ ه َو َّ الل
Скажи: «Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему» (Аль-Ихлас, 1-4).
Только искренность делает поклонение настоящим, значащим для Всевышнего, это главное условие принятия деяний верующего. Искренность подразумевает совершение деяний, не желая довольство никого, кроме Него.
Почитание Всевышнего с полной преданностью и искренностью делает всю жизнь верующего поклонением. Аллах сказал:
وَذِل َك ُْؤتُ َّ وا الزَكاة َ َ وي ُِق ُيم َّ وا الصالة َُه ِّ الد َين ُ حنَ َف َ اء وي ُ ُد َّ َ وا الل ُ م ْخِل ِص َني ل َ ْعب ُِم ُر ِ وا إ َّال ِ لي َو َما أ ْ َقِّي َمِة ِد ُين ال
«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (Аль-Баййина, 5).
Совершение каждого поступка в мирской жизни со знанием, что Аллах видит и знает обо всем, - контролирует деяния верующего, защищает его от непослушания и укрепляет веру. Не может верующий поступить несправедливо по отношению к себе или окружающим, помня в этот момент, что он находится под бесконечным видением Аллаха.
Однажды Абдулла ибн Умар шел со своими спутниками по пустыне, и они увидели молодого пастуха, который пас овец. Абдулла решил проверить парня и попросил продать ему одну из овец. Парень ответил: «Они не мои, они принадлежать хозяину». Абдулла сказал: «Скажи своему хозяину, что ее съел волк». Пастух разозлился и ушел со словами: «А где же Аллах?»
Из глаз Абдулла бин Умара потекли слезы, и он стал повторять слова пастуха: «А где же Аллах?» Когда Абдулла бин Умар возвратился в Медину, то выкупил у хозяина и раба и овец, а затем освободил раба.
Аллах сотворил этот мир из запретного и дозволенного, такого Его установление. Для верующего установление Аллаха является главным приоритетом, он остерегается того, что Аллах сделал запретным, и стремится к тому, во что Аллах заложил благо.
Аллах – обладатель наивысшей силы и мощи, такого Его положение. Человек беспомощен сам по себе, он каждую секунду своей бренной жизни в чем-то нуждается – таково истинное положение человека. И только Всевышний может дать человеку то, что ему нужно, только Он способен удовлетворить каждую его потребность.
Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Если просишь, то проси у Аллаха, и если обращаешься за помощью, то обращайся к Аллаху. И знай, что если соберется народ чтобы принести тебе в чем-то пользу, то не помогут тебе ни в чем, кроме того, что предписал Аллах для тебя. И если соберутся, чтобы навредить тебе, то не навредят тебе ни в чем, кроме того, что предписал Аллах для тебя. Перья уже подняты, и высохли страницы» (Тирмизи).
Все свои дела и надежды мы предоставляем только Всевышнему Аллаху. Наши знания ограничены, и только Всевышний знает о каждой вещи, то, что предписано Им, будет для нас наилучшим исходом. Уповать на Аллаха подразумевает вверять Ему все свои дела, совершать свои дела и принимать решения, оставляя самое главное место в них – воле Аллаха, надеяться, что Аллах разрешит эти дела наилучшим образом.
Аллах сказал:
م مْؤِمِن َني ْ ِ إ ُ ن كنتُ ُّ َ َّ ى اللِ َ فتَ َوَّكلُوا َو َعل
«И (только) на Аллаха полагайтесь, если вы верующие!» (Аль-Маида, 23).
Бесконечная благодарность за любой исход, за все благословения, которыми наделил Всевышний, – это естественное состояние верующего.
Он благодарит Всевышнего не потому, что так надо, а потому что не может по-другому. Без руководства Аллаха он одинок и лишен всех благ обоих миров.
Благодарность Аллаху выражается сердцем, словами и благими деяниями. Аллах сказал:
َ َشِد ٌيد َِئ َن كَفْرُْت ِ إ َّن َ ع َذ ِابي ل ِز َيدَّنُكْم َ ول َ َِئ َ ن ش َكْرُْت أل ُُّكْم ل َ َّذ َن َ رب َأ َوِإْذ ت
«Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (Ибрахим, 7).
А какие адабы поклонения Всевышнему Аллаху знаете Вы?