В книге индийского ученого Муфти Махмуда «Редд-и ваххаби-йи Хинди» говорится: "Чтобы стать ученым Ислама - Муджтахидом, необходимо в первую очередь: знать досконально орфографию, фонетику, синтаксис, морфологию и остальные тонкости арабского языка." (По-арабски эти разделы и подразделы звучат примерно так: Эвдаин, сахихин, мерви, мутаватир, ред, мавду, мазмун, муфрад, саз, надир, муста'маль, мухмаль, му'реб, ма'рифа, иштикак, хакикат, меджаз, муштерак, издад, мутлак, мукаййад, ибдал, кальб…).
Затем тщательно изучить науки, необходимые для понимания Благородного Корана. В том числе науки: сарф, нахв, ме'ани, байан, беди', белягьат. Глубоко изучить такие науки как: усул-и фикх, усул-и хадис и усул-и тафсир. Знать хорошо основные труды Великих Имамов (в первую очередь труды Мутлак Муджтахидов - основателей 4-х мазхабов Суннитов).
Чтобы быть ученым по фикху - факихом, кроме всего перечисленного необходимо знать доказательства обсуждаемого вопроса; уметь аргументировать выводы. Знать способы сличения аналогий, с одновременным толкованием доказательств.
Чтобы стать ученым по хадисам – мухаддисом, необходимо знать наизусть услышанные хадисы без изменений и имена их передатчиков. Мухаддису необязательно знать скрытый смысл хадисов и их аргументированное толкование.
Если факих о каком-либо хадисе говорит, что он достоверный, а мухаддис говорит, что этот хадис слабый, то ценится утверждение факиха. Вот почему при научных спорах более ценными являются выводы и аргументация этих выводов Имама А'зама Абу Ханифы Ведь Имам А'зам в табели о рангах стоит выше всех муджтахидов и факихов, так как передавал хадисы и от Сподвижников Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Ученый по хадисам не может быть на уровне ученого по фикху, и, тем более, на уровне основателя мазхаба – Мутлак Муджтахида!
Сказано в хадисе: "Лучшими представителями моей общины являются мои современники. Их последователи будут следующими лучшими представителями. Затем, лучшими будут те, которые придут после них". Согласно этому достоверному хадису, последователи Сподвижников (Табиуны) стоят по рангу выше тех, которые пришли позже. Все ученые Ислама единодушно признали, что Имам А'зам Абу Ханифа был последователем Сподвижников. К примеру, хадис «Кто ради Аллаха построит (на свои средства) мечеть, тому будет уготовано специальное место в раю», Имам А'зам передал от Сподвижника Абдуллаха б. Абу Афва, да будет доволен им Всевышний Аллах.
В книге «Дурриль-Мухтар» Алауд-дин аль-Хаскафи пишет, что Имам А'зам виделся с 7 (семью) Сподвижниками. Среди основателей 4-х мазхабов Приверженцев Сунны, сохранившихся до нашего времени, Имам А’зам Абу Ханифа является единственным представителем Табиунов – следующего поколения после Сподвижников Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Следовательно, даже среди этих 4-х великих Имамов, Абу Ханифа занимает более высокое положение…
Один из Праведных Халифов Умар б. Хаттаб при выступлении с пятничной проповедью говорил: «Мусульмане! Посланник (мир ему и благословение Аллаха), выступая перед нами с проповедью, также как я сейчас выступаю перед вами, говорил: «Лучшими из людей являются мои Сподвижники. Лучшими после них будут те, кто придет следом за ними. Затем лучшими будут те, кто будет после них. Среди тех, кто придет позже, будут обманщики».
4 мазхаба Ахл-и-с-Сунна, которым следуют мусульмане – Приверженцы Сунны, ведут именно тем путем, на который неоднократно указывал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Крупнейшие ученые Ислама – Муджтахиды последних столетий единодушно признали, что на сегодняшний день только эти 4 мазхаба Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а следуют Сунне Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Ибн-и Нуджайм аль-Мисри, автор известной книги «Бахр-ур-раик», в другой своей книге «Эшбах» пишет: "Кто желает получить основательные знания по фикху, тому необходимо изучить книги Имама Абу Ханифа".
Абдуллах б. Мубарак говорил: "Я не видел более глубокого знатока фикха, чем Имам Абу Ханифа. Один из больших ученых своего времени Мис'ар, учился у него как обычный ученик, стоя на коленях, оказывая ему глубокое почтение. Я имел около тысячи наставников, но если бы не повстречался с Абу Ханифа, то утонул бы в болоте античной философии".
Абу Йусуф говорил: "Мне не приходилось видеть более глубокого знатока науки по хадисам. В области толкования хадисов ему нет равных".
Суфьян ас-Саури, большой ученый Ислама, говорил: "Мы рядом с Абу Ханифа, были как воробьи возле сокола. Имам Абу Ханифа – лидер ученых Ислама".
Али б. Асим говорил: "Если на одну сторону весов положить знания Абу Ханифа, а на другую сторону знания всех ученых его времени, то чаша весов великого Имама перевесит"…
Имамы Ибни Хаджар аль-Макки и аз-Зэхеби и пишут, что Имам Абу Ханифа был крупным ученым по хадисам. Он получил хадисы от 4-х тысяч знатоков. 300 из них были учеными поколения Табиунов.
Имам аш-Ша'рани пишет в 1-ом томе «Мизан-уль-Кубра»: "Я исследовал 3 сборника хадисов Имама А'зама. Все они взяты из достоверных источников"…
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»