«Читай с именем твоего Господа, Который сотворил [все сущее]. Сотворил человека из сгустка [крови]. Читай, ведь твой Господь – самый щедрый. Он научил [человека писать] пером – научил человека тому, чего тот не знал» (Аль-Аляк, 1-5).
С момента зарождения ислама «читать, искать, исследовать, учиться» стало неотъемлемой частью жизни мусульман. И, хотя нет источников, четко датирующих начало изучения мусульманами научных достижений и исследований, мы можем сказать, что в итоге стремительного распространения ислама и расширения границ мусульманских стран, верующие смогли помимо арабской культуры, соприкоснуться и проникнуться достижениями других народов.
Благодаря расширению границ на севере до Анатолии и западного Ирана и на юго-западе до Египта, такие центры наук, как Дамаск, Хомс, Алеппо, Антакия, Александрия вошли в состав мусульманских государств.
Пророк Мухаммад ﷺ повелел своей умме то, что озарило ее жизнь: «Ищите знание, даже если оно в Китае».
Мусульмане, следуя этому повелению посланника Аллаха ﷺ, стремились к знаниям, как бы далеко им не пришлось уехать от дома.
Поэтому, верующие стремились получить знания в этих центрах наук, независимо от того, были их обладатели мусульманами или нет. И если не было бы этого стремления, мусульмане вряд ли смогли бы собрать флотилию еще в далеком 649 году и покорить остров Кипр.
Одной из основных задач для мусульман было, собрать Священный Коран в единое целое, и издать Послание Творца в качестве письменного источника – книги, и это оказалось весьма полезным.
Стала развиваться культура письма, которая до этого момента была не присущей для арабской цивилизации. На основе изученных арабских источников, в VII столетии уровень грамотности среди мусульманского населения, был недостижимо высок, по сравнению с населением Западных стран, кроме того, в этот же период, возрастает интерес к каллиграфии.
Быстрая адаптация к среде и обширные взаимоотношения мусульман с иными цивилизациями, оказались полезными не только для развития их государственности. Это позволило им перенять достижения и открытия более древних цивилизаций, для дальнейшего применения их на практике. Таким образом, началась эпоха научных исследований мусульман.
В первое время во дворцах Омеядских правителей работали христианские лекари: Ибну Ашкал, Абу Аль Хакам – были самыми знаменитыми из них.
Правители исламских государств держали при дворе ученых-немусульман, чтобы те, могли передать свои знания последующим поколениям мусульман.
Для этого было необходимым увеличение количества научных источников на арабском языке. Поэтому нужно было перевести на арабский язык труды, написанные на других языках мира.
Первая книга, известная истории, была переведена во времена Омеядского правителя Марвана первого, и представляла собой книгу по медицине.
После чего, работы по переводам были продолжены, хотя и не были специально организованными. Особенно на этом поприще отличился один из Омеядских принцев Халид бин Язид, который отказался от престола, ради науки. Халид бин Язид будучи астрономом, вошел в историю, как человек оставивший след в развитии науки.
Халид ибн Аль-Валид - полководец, возвеличивший Арабский Халифат
Мусульмане в разные исторические эпохи уделяли особое внимание такой науке как астрономия. И здесь кроются две причины.
Первая – это правильное определение времени обязательного поклонения для мусульман. То есть правильное определение по рождению новой луны наступления Священного месяца Рамадан, и определение времени для совершения того или иного намаза.
Вторая причина была обусловлена расширением границ ислама и заключалась в правильном определении местонахождения Каабы.
Получение знаний обязанность каждого мусульманина. Так и в древние времена мусульманские ученые стали озарять своими знаниями и достижениями небосвод науки.
Можно ли мусульманам есть красную и черную икру?
Газиза Усманова