Фото: sianstock/ elements.envato.com
Имена табиʻинов, которые были захидами, их высказывания, поучительные истории из их жизни в своих книгах приводят Абу Бакр аль-Калабади, Абу Нуʻайм, ʻАли аль-Худжвири, Фарид ад-дин ʻАттар, Абу Абдуррахман ас-Сулями, ʻАбдулкарим Кушайри.
Один из самых известных табиʻинов, жизнь которого была образцом зухда и набожности является Хасан аль-Басри (641-728). Цепочки преемственности многих тарикатов восходят к нему. В истории тасаввуфа он считается как основоположник целой школы.
Другой выдающейся и самобытной личностью этой эпохи является Увайс аль-Карани (594-657) из Йемена. Хотя он и застал эпоху Досточтимого Пророка ﷺ, но так как не смог удостоиться чести встретиться с ним, то не считался сахабом, однако передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ был заочно благосклонен к нему и даже подарил ему свою хырку (накидка).
От Увайса аль-Карани берет начало традиция получения знаний от наставника, не встречаясь с ним физически, а через его духовное присутствие. Ведь и Увайс лично не встречался с Досточтимым Пророком ﷺ, но удостоился получения файда (файза) из-за сердечной привязанности к нему. Увайс аль-Карани упоминается в нескольких хадисах и описывается как бедный человек, склонный к зухду, который почитал свою мать, и мольба которого принимается Аллахом.
Еще одной выдающейся личностью из поколения таби’инов, отличающейся отречением от мирского и богобоязненностью, стал ‘Умар бин ‘Абдулазиз (682-720). ‘Умар бин ‘Абдулазиз считается пятым праведным халифом и обновителем (муджаддид) второго века хиджры.
Досточтимый Пророк ﷺ сказал: «Поистине, каждые сто лет Аллах будет посылать этой общине того, кто будет возрождать для неё её религию» (Абу Дауд).
Фото: YuriArcursPeopleimages/ elements.envato.com
В этот период жили такие известные захиды как Абу Хашим Суфи (ум. в 767 г.), Дауд ат-Таи (ум. в 777 г.), Рабиʻа аль-ʻАдавийя (ум. в 801 г.), Фудайл ибн ʻИйад (ум. в 803 г.), Шакик аль-Балхи (ум. в 809 г.) и Маʻруф аль-Кархи (ум. в 815 г.).
Жизнь захидов, проходящая в отречении от мирского, с Эпохи благоденствия (ʻаср ас-саʻада) до II века хиджры отличалась чаще всего своей обособленностью. Захиды этой эпохи, глаза которых не просыхали от слез, свои духовные состояния изливали в стихах и давали наставления посещавшим их сторонникам.
Толковали и объясняли людям аяты и хадисы, поощряющие зухд. В этот период термины «суфий» и «тасаввуф» еще не получили широкого распространения.
Литература по зухду и тасаввуфу состояла лишь из наставлений в форме новелл и мудрых изречений. Произведения по тасаввуфу в виде стихов и прозы, приведенных в систему, появятся лишь в последующий период.
Хотя до конца II века хиджры зухд, в основном оставался личным делом каждого, в некоторых регионах начинают прослеживаться течения зухда, которые следовали взглядам и практике некоторых известных захидов. Это, прежде всего, школы Медины, Басры, Куфы и Хорасана.
Фото: Ислам-тудей
Сабиров Н.Р. Тасаввуф.