Худайбийское перемирие: переломный момент в истории ислама

Фото: elements.envato.com, автор: metod_ma

Фото: elements.envato.com, автор: metod_ma

Потерпевшие поражение в битве у Рва многобожники возвратились в Мекку. Через год после этого святой Пророк ﷺ и с ним еще 1500 человек отправились в путь с намерением совершить умру и таваф вокруг Каабы. Из оружия у них были лишь мечи, которые они всегда брали в дорогу.

В Зульхалифе они вошли в ихрам. И у них не было планов сражаться или нападать. С собой они вели верблюдов, предназначенных для курбана. Мухаммад ﷺ и его спутники хотели только совершить таваф вокруг Каабы, не собираясь с кем-либо воевать.

Однако, узнав о том, что Пророк ﷺ вышел в путь, мекканцы позвали в Мекку окрестные племена, добившись тем самым большой численности. Цель мекканцев заключалась в том, чтобы не допустить в город досточтимого Пророка ﷺ и его сахабов.

Пророк ﷺ разместил там свой караван и затем отправил Хираша ибн Умайю в Мекку, сообщить мекканцам, что он прибыл сюда не сражаться.

Однако мекканцы напали на Хираша, желая его убить. Спасая собственную жизнь, Хираш смог убежать и доложил обо всем Пророку ﷺ. Мекканские мушрики отправили сперва Будайля, а затем Урву для встречи с нашим Пророком ﷺ, им обоим Мухаммад ﷺ сообщил о том, что прибыл только чтобы совершить таваф вокруг Каабы. Урва особенно впечатлился от встречи с Пророком ﷺ.

Этот аят был ниспослан о мусульманах, которые помогают нуждающимся

Видя искреннюю привязанность сахабов к досточтимому Пророку ﷺ, Урва извлек для себя полезный урок. Вернувшись в Мекку, он сказал: «Сколько королей, императоров я видел… Однако не видел из них никого, кого так любили бы как Мухаммада. Я был изумлен. Его приятели ни за что его не оставят. У вас на него не хватит сил».

К пребывающим в растерянности мекканцам, не знающим что им делать, Пророк ﷺ отправил достопочтимого Усмана в качестве посланца. Мекканцы относились к Усману с уважением. Они хорошо его встретили и сказали, что он может совершить таваф вокруг Каабы, но только он один. Однако они очень огорчились, когда уважаемый Усман сказал: «Если Расулюллах не сможет совершить таваф, то и я не стану». Они глаз не спускали с хазрати Усмана.

Видя, что досточтимый Усман (р.а.) долго не возвращается, мусульмане подумали, что он погиб. Распространился такой слух. После этого Пророк ﷺ позвал к себе сахабов, чтобы посоветоваться и узнать их мнение. Затем он присел у подножия одного дерева и взял клятву верности (бейʼат) у каждого сахаба.

Держа Пророка ﷺ за руку, каждый сподвижник произнес слова присяги, давая клятву сражаться до конца, если потребуется и стойко держаться до самой смерти. Положив одну руку поверх другой своей ладони, Пророк ﷺ сам принес присягу за отсутствовавшего при этом Усмана (р.а.). Это событие стало переломным моментом в истории ислама. Они были готовы все погибнуть один за другим, если придется.

Фото: elements.envato.com, автор: Garakta-Studio

Фото: elements.envato.com, автор: Garakta-Studio

Видя такую решимость пророка Мухаммада ﷺ, мекканцы наконец-то отпустили уважаемого Усмана (р.а.). Вслед за ним они отправили Сухайля бин Амра (к тому времени еще не ставшего мусульманином) для встречи с нашим Пророком ﷺ.

Сухайль и Пророк ﷺ сели договариваться. Условия соглашения, предложенные Сухайлем, были весьма тяжелыми. На первый взгляд, договор создавал для мусульман большие препятствия и не давал исламу возможности выйти за пределы Медины. Однако, что интересно, Пророк ﷺ согласился на все выдвинутые Сухайлем условия. Несмотря на всё недовольство сахабов, он заставил записать все указанные Сухайлем пункты договора и подписал.

Пророк ﷺ согласился со всеми выдвинутыми Сухайлем требованиями, поскольку знал, что все эти тяжелые условия обернутся в конце концов против них самих. Об этом событии подробно рассказал Мисвара бин Махрам (р.а.).

Пришедший от имени мекканцев Сухайль предложил обговорить двустороннее соглашение и записать его положения. Пророк ﷺ тоже сказал: «Давайте, обговорим и запишем».

Он никогда не мстил: нравственные качества Пророка Мухаммада ﷺ

В качестве писца Пророк ﷺ позвал уважаемого Али. Наш Пророк ﷺ пожелал, чтобы договор начинался словами «Бисмилляхи-рахмани-рахим». Сухайль возразил на это и сказал так: «Что такое этот Рахман, валлахи, я так и не понял! Кто же этот Рахман? Ты напиши в начале договора: «С именем Твоим, о Аллах».

Мусульмане стали возражать, не соглашаясь с предложенным. Они говорили: «Валлахи, мы станем писать только «Бисмилляхи-рахмани-рахим». Но тут вмешался досточтимый Пророк ﷺ и повелел: «О Али, запиши так, как просит Сухайль: «С именем твоим, о Аллах. Данный договор заключен между Посланником Аллаха Мухаммадом и Сухайлем».

Однако Сухайль не согласился и на это, сказав: «Валлахи, если бы мы знали, что ты пророк и признали это, то не стали бы воевать с тобой. Мы не препятствовали бы тебе войти в Мекку. Лучше всего ты вели записать так: «Данный договор подписан между Мухаммадом бин Абдуллахом и Сухайлем».

Достопочтенный Пророк ﷺ ответил на это: «Валлахи, я Посланник Аллаха. Это так, хоть ты и не признаешь этого. Ты же запиши так: «Мухаммад бин Абдуллах».

Сподвижники не хотели стирать фразу «Посланник Аллаха Мухаммад», определяющую статус нашего Пророка ﷺ. Хазрати Али (р.а.) также воздерживался стирать это предложение. Согласно некоторым риваятам, Пророк ﷺ своей рукой стёр это предложение и заставил написать «Мухаммад бин Абдуллах».

Мухаммад ﷺ хотел, чтобы в третьем предложении записали: «В этом году нам будет разрешено совершить таваф вокруг Каабы!»

Фото: elements.envato.com, автор: Garakta-Studio

Фото: elements.envato.com, автор: Garakta-Studio

Сухайль возразил и против этого предложения и сказал так: «Будет неправильным, если арабы начнут говорить, что мы вынуждены были согласиться на это против своей воли. Этот таваф и посещение состоятся в следующем году. Так и запиши».

Пророк ﷺ согласился и с этим возражением.

Другие условия Худайбийского мирного договора на первый взгляд тоже были очень тяжелыми и неприемлемыми. В соответствии с этим договором:

  1. Мусульмане в следующем году, по прибытии для совершения умры, смогут оставаться в Мекке только три дня, и с собой у них не должно быть оружия.
  2. В этом году мусульмане должны были вернуться обратно, не посетив Каабу.
  3. Когда через год мусульмане приедут навестить Каабу, курайшиты должны на время покинуть Мекку, чтобы не встретиться с мусульманами.
  4. Если кто-то из мекканцев перейдет на сторону мусульман или станет мусульманином, то его должны вернуть курайшитам. Но если кто-то из мусульман попросит защиты у курайшитов, тогда он и останется у племени Курайш.
  5. Этот мирный договор заключен сроком на десять лет, в течение которых стороны не будут воевать между собой.

Фото: elements.envato.com, автор: Mint_Images

Фото: elements.envato.com, автор: Mint_Images

Пункты договора были трудно исполнимы для мусульман. Казалось, всё в этом договоре направлено против ислама. Сахабы были очень сильно обеспокоены, огорчены. Безусловно, у Аллаха был совсем иной расчет. Каждый пункт этого договора открыл перед мусульманами новую дверь, и каждый пункт им пригодился. Ислам распространился с удивительной быстротой.

Мирная среда, где нет ужасов войны, была как раз той благодатной почвой, которой мусульманам всегда не хватало. Распространение ислама возможно только в мире. В результате, через короткое время мекканские мушрики сами захотели изменить все трудные положения договора. Через два года мирный договор был нарушен самими мекканцами.

Из книги «Лидер и толерантность»

Социальные комментарии Cackle