В переводе с арабского языка «хиджра» означает буквально бросить или уйти. В более широком смысле хиджра подразумевает, что кто-то вынужден бежать с территории многобожия на территорию, где есть верующие. Так обстояло и с нашим пророком Мухаммадом ﷺ, который бежал от преследования язычников из родного города Мекки в Медину в 622 году.
Необходимость его эмиграции вместе со своими сподвижниками была очевидна – унизительные преследования, с которыми он столкнулся среди арабов-многобожников Мекки.
Хиджра в то время позволила собрать мусульман в одном месте, где они могли бы сформировать ядро будущего государства, а не были рассеяны и разбросаны по всему миру. Также, помимо объединения, Пророк ﷺ смог установить мирные отношения между мусульманами, иудеями и другими группами, которые проживали в Медине. Именно в результате этой миграции Пророк ввёл конституционную основу, известную как Мединский договор.
В этом договоре была заложена прочная основа для справедливых дальнейших взаимоотношений, в которых все участвующие стороны должны были работать вместе, независимо от их вероисповедания или племенной принадлежности. В доказательство этого приведём несколько пунктов из текста договора.
«...для евреев – их религия, а для мусульман – их религия. Но тот, кто поступает неправильно или совершает предательство, навлекает зло только на себя и своих домочадцев…»
«...И это предписание не принесёт никакой пользы ни одному угнетателю или нарушителю завета. И каждый должен быть в безопасности, независимо от того, отправится ли он в поход или останется в Медине, иначе это будет притеснением и нарушением договора».
Мединский договор, подписанный всеми заинтересованными сторонами, установил закон и его верховенство как один из важных элементов процветающего сообщества.
Хиджра преподнесла нам множество уроков и имеет непосредственное отношение к сегодняшнему положению дел в мире и к тому, что будет в будущем.
Некоторые из уроков, помимо их исторической важности и творческого подхода к развитию сообщества, также важны для отдельных личностей. Хиджра учит нас терпению (сабр), бескорыстности и поддержки людей в тяжёлых ситуациях.
Одной из наиболее отличительных черт тех, кто эмигрировал из Мекки в Медину, является их терпение и выдержка.
В Коране Всевышний Создатель говорит:
«Тем, кто переселился ради Аллаха после того, как подверглись притеснениям [со стороны язычников], Мы предоставим прекрасное место жительства [в Медине – уже] в этом мире, а вознаграждение в вечной жизни будет ещё больше [чем блага, дарованные им в мирской жизни]. Если бы они [неверующие, изгнавшие их с родины, и мусульмане, не совершившие хиджру] только знали [о тех благах, которые уготованы в обоих мирах для мухаджиров] [то непременно последовали бы за ними]!» (ан-Нахль, 41 аят).
В другом аяте сказано: «Поистине, твой Господь прощает и милует тех, кто переселился [к мусульманам] после того, как они были подвергнуты искушению [для того, чтобы они отреклись от своей веры], а затем сражались [с неверующими] и проявляли терпение [перенося все трудности на этом пути]» (ан-Нахль, 110 аят).
Сегодня, как и всегда, важность терпения в нашей повседневной жизни нельзя недооценивать, будь то перед лицом исламофобских предрассудков, связанных с ношением хиджаба мусульманскими женщинами, или при решении социальных проблем.
Хиджра показывает, что, будучи мусульманами, мы всегда должны стараться заботиться о нуждах других, особенно тех, кто оказался вынужденным покинуть свой родной дом из-за войны или преследования. Как видно из истории, самоотверженность во имя Аллаха является важной частью исламской веры.
Те, кто принимал первых мусульман, вынужденных бежать со своей родной земли из-за преследований язычников, вошли в историю из-за их самоотверженности.
В отношении их деяний в Коране говорится:
«И пусть не клянутся благородные и богатые среди вас, что не станут [впредь] помогать родственникам, бедным и переселившимся на пути Аллаха. Пусть они прощают и будут снисходительны. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вас? И Аллах — Прощающий, Милующий [верующих]» (ан-Нур, 22 аят).
В другом аяте говорится:
«А жившие в домах [в Медине] и уверовавшие до них [до того, как туда переселились мусульмане из Мекки, искренне] любят переселившихся к ним и не чувствуют зависти к тому, что дано им. Они ставят их выше себя [отдают им еду, а сами остаются голодными], даже если сами нуждаются. А защищённый от скупости преуспеет [и спасётся]» (аль-Хашр, 9 аят).
По данным ЮНИСЕФ, на конец 2021 года в мире насчитывается порядка 84 миллионов вынужденных переселенцев.
Как мусульмане, мы обязаны помогать им по мере своих возможностей – адаптироваться, найти жильё, получить образование и устроиться на работу. Также в наших силах помолиться, чтобы Аллах даровал им облегчение.
Ещё один важный урок, который можно извлечь из хиджры, содержится в идее Салмана аль Фариса, который предложил вырыть траншею вокруг Медины с использованием техники, распространённой среди военных экспертов сасанидского происхождения.
Как показала история, предложение оказалось эффективным. Несмотря на неарабское происхождение Салмана аль Фариса, его опыт сыграл важную роль в становлении общины.
Это свидетельствует о том, что все формы знаний и наук полезны и что сообщество будет процветать, если оно позволит вносить свой посильный вклад людям из разных слоёв общества, независимо от этнической принадлежности или пигментации кожи.
Несмотря на то, что хиджра, совершённая Пророком ﷺ, закончилась, и мусульмане в большинстве стран сегодня могут исповедовать религию почти повсеместно без каких-либо ограничений или преследований, что были в Мекке, духовная составляющая хиджры по-прежнему актуальна.
Об Абдуллы ибн Амра известно, что пророка Мухаммада ﷺ однажды спросили, какая эмиграция лучше. На что посланник Всевышнего ﷺ ответил: «Удалиться от того, что не одобряет Аллах...» (Ахмад).
Все фото: quran-sunna.ru