Путь ислама — это путь жизни, на протяжении которой, верующие стремятся облагородить себя его наставлениями. Однако, став мусульманином, человек не может обрести совершенство в одночасье. Поэтому, из-за отсутствия духовной зрелости, у всех имеются те или иные нравственные изъяны.
Кроме того, люди обладают разным характером: у кого-то он лёгкий, у кого-то тяжёлый. Доисламское воспитание также оставляет весомый отпечаток на моральном облике человека. В одном хадисе Пророк ﷺ сказал: «Если вы услышите, что гора сдвинулась с её основания, то поверьте (или в это легче поверить), но если вам скажут, что у человека изменился характер, то не верьте, ибо, поистине, он так создан» (имам Ахмад).
Характер можно отнести к одному из труднейших испытаний. Ведь часто люди могут понимать, что поступают не правильно, но упрямство, вызванное качеством собственного характера, не даёт им быть проще. А это приводит к лишним расстройствам, ошибкам, к несчастью. Для верующих это обстоятельство опасно и тем, что такая непрогибаемость и упёртость характера уносит их на дорожку заблуждения. Например, они, раз приняв какую-либо ошибочную точку зрения в религии, отказываются оставить её, даже когда им приводят очевидные доводы их заблуждения.
Поэтому, первое, о чём важно знать, принявшим ислам, — слово «мусульманин» означает «покорившийся, сдавшийся, полностью отдавший себя» тому, с чем пришёл Посланник ﷺ. То есть отказавшийся от своего «я» и, подобно пластилину в руках скульптора, готовый принять ту форму, которую задаст ему его религия. Без этого качества, человек не сможет достичь полноты веры:
«Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, а после не перестанут испытывать в душе стеснения от твоего решения и не подчинятся полностью» (сура «ан-Ниса», аят 65).
Мусульманин должен уметь подчиняться, даже если это не нравится его нафсу.
Характер, как было сказано в хадисе, не изменится, но верующий научится управлять им ради Аллаха, сдерживаться, где нужно. Даже если что-то будет против него и его желаний или унизит его в глазах других, он всё равно не заслонит Истину лишь бы выйти правым самому. Такое противостояние самому себе ради Истины называется борьбой с нафсом, большим джихадом. А инструментом этой борьбы является адаб, основанный на наставлениях Пророка (мир ему).
Например, посланник Аллаха ﷺ велел одному имеющему вспыльчивый характер сподвижнику: «не гневайся!» Подчинившись ему в этом и пустив все силы на то, чтобы искоренить в себе вспыльчивость, он каждый раз сдерживал себя, когда его что-то злило. Таким образом, избавившись от этого порока, он украсил себя благородством ислама и оградил от бед, которые могли произойти по причине своего дурного нрава.
Характер человека не меняется, но меняется его поведение. Соблюдая адабы религии, верующий скрывает свою пока ещё духовную незрелость и борется с недостатками своего нрава. А Хасан аль-Басри сказал: «Хороший нрав заключается в распространении блага, в воздержании от причинения вреда и в весёлости на лице».
Для этого необходимо уметь искренне подчиняться наставлениям религии, любить Аллаха и Его Посланника ﷺ больше самого себя. Работать над характером, воспитывать себя очень важно, ведь благонравие — основа ислама. Верующий может знать весь Коран, все тонкости религии, быть мухаддисом, но если он не подчинит себя тому, что знает, пользы не будет.
Поэтому в ислам человек входит с первым адабом — подчинение и идёт по этому пути именно с ним. Подчинение включает в себя и умение слушать, и умение не перебивать, умение не спешить и умение не задавать лишних вопросов, пытаясь узнать причины того или иного веления. Выработав эти качества, человек обретёт честь, скромность, уважение. Познает мудрость многих вещей.
Кто же оставляет такое воспитание, игнорируя адабы, тому из религии достанется лишь название, так как «поистине, плохой нрав портит деяния подобно тому, как уксус портит мёд» (имам аль-Хаким).
Айна Замаева