Хадис, в котором раскрываются семьдесят разных тем!

Согласно правителю правоверных Умару ибн Хаттабу, Посланник Аллаха (мир ему) сказал следующее:

"Совершенные дела оцениваются исходя из намерений и каждый получит награду в соответствии со своим намерением.

Тот, кто вышел в путь с намерением переселиться и достичь Всевышнего и Пророка (мир ему), то он получит награду от переселения к своему Всевышнему и Его Пророку (мир ему).

Тот, кто вышел в путь ради получения чего-то мирского или ради женитьбы, то его переселение будет оцениваться исходя из этих намерений" [Бухари, Бадуль-вахий,1; Иман, 41; Никах 5 / Муслим, Имарат, 155].

Хадис о том, что дела оцениваются исходя из намерений, четко разграничивает нам то, за что мы получаем награду, а за что наказание. В этом плане данный хадис несет очень важную информацию для правоверных.

Такие видные ученые как Ахмад ибн Ханбал, Абу Дауд, Тирмизи, Дара Кутни говорили о том, что благодаря этому хадису, можно постигнуть одну треть Ислама. Имам Шафии указал на то, что данный хадис раскрывает нам семьдесят разных тем и, таким образом, его можно назвать половиной науки о религии. Имам Бухари, как наставление авторам книг, советовал начинать свои произведения с данного хадиса.

А теперь давайте разберемся в том, что же является намерением (ният). Ният — это когда вы пропускаете через сердце желание что-то сделать ради Аллаха. Деяния могут совершается сердцем, языком или же другими органами. Те деяния, которые мы совершаем сердцем – это наши намерения и мысли. То, что мы совершаем языком – это наша речь, то, что мы говорим. То, что мы делаем нашими органами – это наши действия и реакции. Так как наши слова и действия часто связаны с намерением, хорошие намерения уже сами могут превратиться в поклонение Всевышнему.

Слова о том, что деяния будут оцениваться исходя из намерения, прежде всего включают в себя дела совершенные нашими органами. Например, убрать камень с дороги с намерением чтобы он не мешал и не приносил вреда людям и надеяться на награду Всевышнего, является поклонением Всевышнему.

Когда кто-то принял решение зарабатывать нелегальным способом, но из-за страха перед Всевышним передумал это делать – это тоже будет поводом для получения награды. Если мысли, которые проходят через сердце опираются на благое намерение, то они приобретают ценность перед Всевышним. Поэтому необходимо чтобы сердце в это время было разумным и уверенным.

Если язык намерился на что-либо, а сердце его не поддержало, то намерение не будет принято. Как говорится в хадисе Всевышний не смотрит на нашу внешность и вид, он смотрит в наши сердца и оценивает наши намерения.

Один из семи факихов Медины, ученый и очень скромный сын Абдуллаха ибн Умара, Салим, написал следующее письмо халифу Умару ибн Абдулазизу: "Знайте же, помощь Всевышнего своему рабу равна степени намерения самого раба. Если у него полное намерение, то помощь Всевышнего ему тоже будет полной. Насколько намерение будет иссякать, насколько помощь Всевышнего тоже будет уменьшаться".

То, что каждый получит награду в зависимости от своего намерения заставляет нас обратить внимание на следующий нюанс: совершенное поклонение или получившее одобрение людей какое-то богоугодное деяние внешне могут быть сделаны идеально. Однако самым главным условием является то, что это поклонение или богоугодное дело должны быть совершены с искренним намерением лишь удостоиться милости Всевышнего.

Деяния, которые совершаются с целью получения оценки и одобрения людей, или даже с целью одновременно получить милость Всевышнего и одобрение людей, теряют свою всякую ценность перед Всевышним. То, что делает наши деяния ценными перед Аллахом — это наша искренность и откровенность, когда мы делаем лишь ради Него и Его милости.

Например, совершать намаз или давать закят лишь ради того, чтобы все вас видели и таким образом выражали свое восхищение, является одним из больших грехов наравне с многобожием.

Если же верующий совершает намаз или закят, не из-за самолюбия, а чтобы показать другим как совершается намаз и быть примером в исполнении обязательств закята, то это является образцом добродетели. Такой верующий одновременно совершает предписанные Всевышним обязательства и получает отдельную награду за благое намерение.

О том, что, если деяния не основаны на благих намерениях, то они не имеют никакой ценности перед Аллахом, наш Пророк (мир ему) описывает в следующем своем хадисе:

“В День Воскресенья у одного шахида первым спросят: “Что ты делал?”. Он ответит: “Сражался ради тебя! И пал на поле брани”. Но Всевышний ответит: “Ты солгал мне. Ты сражался, чтобы все говорили какой ты смелый”. Его протащат лицом вниз и бросят в Ад.

После этого приведут ученого, который читал и учил Корану. Его спросят: “Чем ты занимался?”. Он скажет: “Учился и учил науке, и чтобы удостоиться Твоей милости читал Коран”. Всевышний ответит: “Ты солгал мне. Ты учился науке, чтобы тебя называли ученым. А Коран читал, чтобы все говорили, как красиво ты его читаешь. Все так и говорили.” Его тоже протащат лицом вниз и бросят в Ад.

После этого приведут богача. Его спросят: “Чем ты занимался?” Он скажет: “Я тратил свое богатство ради милости Всевышнего”. Всевышний ответит: “Ты солгал мне. Ты тратил свое богатство, чтобы говорили какой ты щедрый.” Его тоже протащат лицом вниз и бросят в Ад.”

Этот хадис о намерениях обращает наше внимание на некоторые важные истины: некоторые вещи несмотря на то, что в своей основе не являются поклонением, но, если совершаются с благим намерением, могут стать поклонением Всевышнему. Например, если человек во время еды будет думать о том, что благодаря силе, которую он получит от этой еды сможет больше поклоняться Всевышнему, то даже во время еды человек будет получать награду.

Если торговец будет стараться делать свою работу в наилучшем виде: предоставлять хорошие услуги и не обманывать клиентов, он сможет одновременно зарабатывать и деньги, и получать награду от Всевышнего.

В нашем хадисе говорится: "...Тот, кто вышел в путь с намерением переселиться [делать хиждрат] и достичь Всевышнего и Пророка (мир ему) то он получит награду от переселения [хиджрата] к своему Всевышнему и Его Пророку (мир ему)..."

Переселение [хиджрат] - означает оставить или покинуть что-то. Оставить и не делать того, что запрещает Всевышний, тоже в широком смысле относится к хиджрату. Поэтому наш Пророк (мир ему) повелевает: “Мухаджир [переселенец] — это тот, кто оставил запреты Аллаха.”

В данном хадисе хиджрат означает оставить земли, которые находятся в руках неверных и переселиться на земли Ислама. Пророк (мир ему) и его сподвижники переселились из Мекки в Медину именно с этой целью. История появления этого хадиса связана с определенным случаем.

Один из сподвижников Пророка (мир ему) захотел жениться на женщине по имени Уммуль Кайс. Но в те дни Уммуль Кайс планировала переселиться из Мекки в Медину. Желавшему на ней жениться сподвижнику, если он тверд в своих намерениях, она предложила переселиться вместе в Медину и там жениться. Не желавший покидать обжитую им Мекку сподвижник Пророка (мир ему), ради женитьбы на Уммуль Кайс был вынужден покинуть город и вместе с ней переселиться в Медину.

Знавшие об этом другие сподвижники Пророка (мир ему) стали его называть “мухаджиру Уммуль Кайс” - переселившийся ради Уммуль Кайс. Сподвижники начали спорить достоин ли он награды за переселение или нет. И в этом момент Посланник Аллаха (мир ему) данным своим хадисом о том, что каждый получает награду исходя из своего намерения, внес ясность в этот вопрос.

Чтобы получить награду за свои деяния, нужно их начинать с благими намерениями. Так как намерение формируется в сердце человека, нет необходимости проговаривать его устно. Если дела не совершаются ради милости Всевышнего, вы не сможете получить за них награду. Человек должен быть таковым каков он есть. Он не должен использовать религию ради своих мирских нужд и амбиций. А искренность — это основа и прочность намерений.

Islam-today

Также по этой теме читайте:

Как произошло переселение Пророка (ﷺ) из Мекки в Медину?

Первый дом Пророка Мухаммада (мир ему) в Медине

Как встречали Пророка Мухаммада (мир ему) жители Медины?

Социальные комментарии Cackle