Фото: aangbendjol / shutterstock.com
При разговоре человек должен говорить негромким голосом. Самый неприятный из голосов – очень резкий и грубый голос. В аяте сказано:
«Ходи размеренно и понижай голос, ведь самый неприятный голос – рев осла» (Лукман, 19).
Это значит, что надо ходить, не торопясь, и говорить надо негромким голосом («Тафсир» Абу аль-Лейса).
Надо избегать лишней болтовни. Кто много говорит, у того бывает много ошибок. А частые ошибки приводят к греху, грехи же приводят человека в Ад («Аль-Халиса»).
Не нужно пересказывать всё, что слышал. Люди, поступающие таким образом, попадают в грех. Надо говорить не намеками, а открыто. Наш Пророк ﷺ сказал: «Самые любимые мною из вас те, кто обладает прекрасным нравом. В Судный день они будут ближе ко мне, чем все остальные. Мне ненавистны те из вас, кто болтлив, хвастлив и коверкает речь, претендуя на ученость. В Судный день эти люди окажутся дальше всех от меня» (Ат-Тирмизи, Бирр, 71).
Признак хорошего исповедания ислама
Асхабы спросили об использованном в хадисе слове «аль-мутафайхик»:
– О Посланник Аллаха! А что такое «аль-мутафайхик»?
Наш Пророк ﷺ ответил:
– Это – горделивые люди.
При разговоре человек должен раздельно и четко произносить каждое слово, не смешивая слова, и строить упорядоченную речь. Наш Пророк ﷺ говорил весьма отчетливо, отдельно выговаривая каждое слово. Когда говорил наш Пророк ﷺ, слушатели легко понимали его, и желающий мог сосчитать каждое произнесенное слово. Наш Пророк ﷺ разговаривал в понятной всем манере, слова приветствия повторял по три раза, также по три раза повторял слова при разговоре («Сахих» аль-Бухари, № 95; ат-Тирмизи, «аш-Шамаиль», 223; аль-Газали «Ихья ‘улюм ад-дин», 2/189).
Когда говорил, он не старался казаться глубокомысленным. В хадисе сказано: «Я и благочестивые люди из моей уммы далеки от такаллюфа (манерности и неестественных движений)» (Ат-Тирмизи, Китабуль-бирр, 1975-2019; Ахмад ибн Ханбаль, 3/165; «Сунан» Ибн Маджа, № 4185).
Фото: Jacob Lund / shutterstock.com
Употребленное здесь слово «такаллюф» нельзя понимать как запрет на красивую речь. Говоря иначе, при разговоре надо избегать излишеств и крайностей. Читая ва‘аз или пятничную хутбу, надо стараться говорить красиво, чтобы заставить людей волноваться, пробудить страх в их сердцах и дать им надежду, побудить их к действию. Поскольку красивая речь сильно воздействует на людей. Однако в повседневных разговорах не стоит употреблять изящные обороты речи с целью привлечь внимание. Иначе это могут воспринять лишь как желание показать себя. Такого рода разговоры не одобряются религией («Ихья ‘улюм ад-дин»).
Не надо мямлить, пережевывая во рту слова, словно корова сено. В хадисе, переданном от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара радыяллаху ‘анху, Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Поистине, Аллах ненавидит тех, кто несет вздор, пережевывая слова во рту, словно жующая корова» («Сунан» Абу Дауда, Адаб, 94; ат-Тирмизи, Адаб, 72).
Имам аль-Газали рахимахуллахи пишет, что однажды ‘Амр ибн Са‘д подошел к отцу и долго-долго говорил о том, чего он хочет. И тогда отец ответил сыну: «Никогда еще ты не был так далек от исполнения своих желаний, как сегодня». После этого он рассказал приведенный выше хадис. Тем самым он указал сыну, как неуместно настолько растянуто излагать свою просьбу.
Ему также не понравилась его манера говорить высокопарно, напыщенно. Это тоже один из присущих речи серьезных недостатков, создающий особые трудности во время бесед. Му’мин должен уметь излагать свою просьбу кратко, в нескольких словах. Так и надо говорить, а всё остальное – всего лишь притворство, наигранность, и к этому всегда относились неодобрительно.
Птица, которую Аллах научил всем Своим прекрасным именам...
Во время разговоров надо возносить много салаватов нашему Пророку ﷺ, совершать побольше истигфаров и почаще произносить калима-и таухид. Если человек позабыл, что он хотел сказать, то ему следует вознести салават нашему Пророку ﷺ. Если боишься забыть то, что хочешь сказать, то надо произнести «Альхамду лилляхи музаккарин лихайри ва фа‘илихи», то есть: «Хвала Аллаху, напоминающему о благом и творящему добро».
Когда обещаешь что-нибудь, надо добавить «ИншаАллах». К примеру: «ИншаАллах, завтра сделаю» или «Этому человеку я отдам завтра, иншаАллах». Дажи если говорить правду может быть опасно, всё равно нельзя отказываться от этого, ибо в этом спасение.
‘Умар ибн ‘Убайд радыяллаху ‘анху говорил: «Насколько крепка у человека его вера познается по этим четырем признакам: 1. Он не зарится на чужое имущество.
2. Спокойно переносит, когда слышит несправедливые суждения о нем самом.
3. Он желает своему брату мусульманину того же, что он лю бит и желает себе.
4. Он не отрекается от правды, даже когда может спастись, сказав неправду.
«Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»