Все мы знаем, наверное, что с точки зрения физиологии, сердце – это один из самых важных органов в организме человека. Без него невозможна сама жизнь человека. По своей сути, сердце - это мышца, которая сокращаясь и расслабляясь (то, что мы чувствуем, как стук сердца), поддерживает нормальное кровообращение организма. Благодаря сердцу по организму циркулирует кровь, а вместе с ней наши внутренние органы получают кислород и разнообразные питательные вещества.
Духовный смысл понятия сердца
В связи со своей уникальной ролью для человека, сердце издревле считалось не только физическим органом, но и духовным центром нашего существования, источником чувств, желаний, устремлений. Недаром в человеческой культуре столько пословиц и поговорок было связано именно с этим предназначением сердца.
«Сердцем чувствуют» опасность, зло, которое исходит от какого-то недоброго человека, «сердце болит» - то есть, переживает, волнуется за кого-то близкого. Про доброго, сострадательного человека говорят, что у него «сердце не камень», то есть оно отзывчивое, мягкое, а про эгоиста, бездушного человека – что у него «каменное», «черствое» сердце.
Из «сердца нельзя выкинуть» родных и друзей, за которых мы переживаем, «сердце склонно» к тому или иному выбору в жизни. «Сердцу не прикажешь» - то есть, не запретишь любить. Про трусливого человека говорят, что у него «заячье сердце», а про храброго – что у него «сердце льва».
С точки зрения религии, сердце – это духовный орган, при помощи которого человек общается с Богом, может воспринимать божественный свет, различать истину и ложь, добро и зло. Сердце может быть здоровое – открытое и восприимчивое для истины, и больное, мертвое – то есть, закрытое и глухое к истине. Как физическая остановка сердца означает смерть человека, так и духовная смерть сердца подразумевает духовный кризис, духовную смерть человека.
В Коране множество раз говорится о такой опасности для человека – когда его сердце становится глухо к истине, как сердца дурных, грешных, неверующих людей:
«Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них — покрывало. Им уготованы великие мучения». (сура аль-Бакара, аят 7)
«Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали». (сура аль-Бакара, аят 10)
«За то, что они нарушили свой завет, не уверовали в знамения Аллаха, несправедливо убивали пророков и говорили: «Наши сердца покрыты завесой». О нет, это Аллах запечатал их сердца за их неверие, и поэтому их вера ничтожна». (сура ан-Ниса, аят 155)
«Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели». (Сура «Мутаффифин», 83:14)
Так в чем же опасность больного или, вообще, мертвого сердца для духовного здоровья человека?
По преданию, мудрец Лукман, чьи наставления упоминаются в Коране, был пастухом, и однажды его хозяин решил узнать – действительно ли этот человек столь мудр, как о нем говорят. Он велел ему зарезать барана и принести самые лучшие части его тела. Лукман принес хозяину язык и сердце. Тогда хозяин велел принести два самых худших органа, и Лукман вновь принес язык и сердце.
Хозяин удивился – как это одни и те же части тела могут быть и самыми лучшими, и самыми худшими? Лукман ответил: – Если два этих органа хорошие, то лучше них нет ничего. А когда два этих органа плохие, то хуже них нет ничего. (приводится в книге «Рухуль-Байан»).
В чем смысл этой притчи? Почему сердце может быть как самым лучшим, так и самым худшим органом? Прежде совершения какого-то поступка, у человека в сердце появляется желание, устремление к этому поступку. Добрый человек любит других людей, желает им добра, поэтому он думает, как сделать им приятное – чем порадовать, чем помочь им.
Злой человек, наоборот, завидует другим людям, желает им зла, поэтому он и вредит окружающим – распространяет дурные слухи о ком-то, клевещет, сплетничает, лжет, хитрит. Все самые ужасные преступления и жестокие поступки также сначала зарождались в сердце у человека. То есть, источником и добрых, и злых действий является наше сердце. Поэтому так опасно иметь больное, черствое, мертвое сердце.
Об этой важной роли сердца говорится в пророческом хадисе:
«Воистину, в теле человека есть такой орган — если он здоров, то все тело здоровое; если он испорчен, то портится и все тело. Поистине, это — сердце».
Те же наставления давал своим ученикам и Иисус (Иса), мир ему:
«Ибо из сердца (человека) исходят злые мысли, убийство, прелюбодеяние, кражи, ложь, клевета…» (Евангелие от Матфея, 15,11).
«Добрый человек из доброго хранилища сердца своего выносит добрые дела, а злой человек из злого хранилища сердца своего выносит злые дела…» (Евангелие от Луки, 6:45).
Поэтому, чтобы человеку исправить свои поступки, стать лучше, добрее, ближе к Богу, ему следует очистить свое сердце. В Коране говорится, что в Судный день человеку поможет только сердце, в котором не будет дурных желаний и устремлений:
«В тот День (Суда), когда никому не помогут богатство и дети, а поможет только чистое, беспорочное сердце» (сура «Поэты», 88-89).
Пророк (мир ему) однажды – на вопрос сподвижников, какое же имущество является для человека наилучшим, ответил:
«Язык поминающий (Аллаха), благодарное сердце и верующая жена, которая помогает ему в вере его» (Тирмизи, Ибн Маджа).
Всевышний не смотрит на внешние заслуги человека – его красоту, его богатство, успех в мирской жизни, но смотрит на его внутреннюю сущность, его сердце:
«Аллах не смотрит на ваш облик и внешность, а, поистине, смотрит на ваши сердца и ваши деяния» (Муслим, Ибн Хаббан, Ибн Маджа).
Участь человека, в чьем сердце не будет веры, в котором будут жить дурные чувства и желания – а соответственно с этим он будет совершать плохие поступки, будет плачевной. И наоборот, человек, имеющий в сердце веру, добро, терпение, милосердие, любовь, будет счастливым и в этой жизни, и в будущей.
Как же человеку приобрести это чистое и беспорочное сердце, которым будет доволен его Господь?
1. Прежде всего, конечно, человек должен получить знание о том, от каких конкретно дурных мыслей и желаний следует очищать сердце. Понятно, что завидовать или гневаться плохо, этому нас учат с детства. Но все ли понимают, что добрые поступки, которые мы совершаем, нужно делать с правильным намерением – иначе толку от них не будет?
Если в сердце у человека будет желание покрасоваться перед другими или похвастаться своей добротой, такое доброе дело не засчитается ему. Подробнее в статье: Грех, который уничтожает все добрые дела человека.
Желание посплетничать, поделиться какими-то некрасивыми историями, случившимися с нашими знакомыми – тоже весьма неблаговидное желание. Но к сожалению, далеко не все люди – даже верующие, осознают пагубность такой привычки к злословию.
2. Следующим шагом идет раскаяние – когда мы понимаем, что у нас в сердце живет много дурных желаний и мыслей, надо раскаиваться в этом и просить Всевышнего о помощи в деле избавления от них.
3. Мало очистить сердце от дурных мыслей и желаний, необходимо заполнить его хорошим, правильным содержанием. Для этого человеку следует заполнять свое сердце желанием и стремлением к исполнению своих религиозных обязанностей, стремясь к довольству Всевышнего – регулярно совершать молитвы, читать Священное Писание, произносить зикр, дуа, поминая Аллаха:
«Ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца» (13,28).
4. И напоследок, вот дуа, мольба, которое хорошо произносить человеку, желающему увеличения в сердце богобоязненности и очищения от всего плохого:
اللهم آت نفسي تقواها وزكها أنت خير من زكاها أنت وليها ومولاها
Аллахумма ати нафси такваха ва заккиха анта хайру ман заккаха анта валийюха ва маулаха.
«О, Аллах, даруй моей душе богобоязненность и очисти ее, поистине, Ты лучший из очищающих, Ты Хранитель и Господин» (приводится в Сахих Муслим).
Анна Кобулова