Абу Сагид (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда ты будешь в пустыне, то повысь голос в призыве, потому что я слышал, как Посланник Аллаха (с.г.в.) говорил: «Дерево, комок земли, камень, джин, человек не услышат его голос без того, чтобы свидетельствовать за него».
Факих со своим иснадом передал от Мугаза бин Джабаля (да будет доволен им Аллах), что, поистине, наш Пророк (с.г.в.) сказал: «В Судный день Всевышний Аллах воскресит Биляла возле одного из райских верблюдов. Билял исполнит азан на спине этого верблюда. Когда он скажет: «Ашхаду ап-ля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах», то некоторые из людей посмотрят на некоторых других людей и скажут: «Мы будем свидетельствовать, как свидетельствуешь ты до тех пор, пока не дойдем до места, где будут собраны люди. Когда они дойдут до места сбора, то будут принесены райские одеяния. И первыми, кто наденет эти одеяния, будут Билял и искренние муэдзины».
Кутада сказал: «Нам сообщили, что, поистине, Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: «В День Суда муэдзины будут иметь самые длинные шеи. Первыми, с кем будет расчет, будут пророки, затем - противостоящие на пути Аллаха, а затем - муэдзины. Сначала призовут муэдзинов Каабы и Байтуль-мукаддас, а потом остальных муэдзинов».
Ученые передают разные смыслы этого хадиса. Первый: поскольку люди приходят в мечеть, услышав голос муэдзина, поэтому читающие намаз считаются последователями муэдзина, а муэдзин главный, а поскольку главный — это предводитель, то его шея будет длинной, чтобы его голова была видна среди других. Второй — это то, что муэдзин получит большие награды, поэтому в стремлении увидеть свои награды он будет вытягивать шею, оглядываться, из за чего шея покажется длинной. Третий — шея муэдзина будет высоко вытянута, потому что ему не будет стыдно за свои деяния. По мнению некоторых ученых, этот хадис означает, что муэдзин будет идти в рай быстро.
Ибн Масгуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Был бы я муэдзином, тогда бы я не боялся сражения».
Так же сказал и Сагд бин Абу Ваккас (р.г.): «Был бы я муэдзином, тогда бы я не боялся сражения».
Хазрат Гали (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я полюбил мольбу нашего Пророка (с.г.в.), в которой он попросил Аллаха сделать хазрата Хасана и хазрата Хусейна муэдзинами».
Поистине, наш Пророк (с.г.в.) сказал: «В городе, в котором много муэдзинов, холодов будет мало».
Джабир бин Габдулла передал, что, поистине, Пророк (с.г.в.) сказал: «Когда муэдзины произносят призыв к молитве, шайтан убегает до места Рауха. Рауха находится в тридцати милях от Медины».
Факих сказал: «Муэдзин должен знать десять особенностей. Первая - знать и сохранять времена намазов. Вторая - следить за своим горлом, для того чтобы исполнить азан. Третья, если отсутствует в мечети - не сердится на исполняющего азан вместо него. Четвертая - должен красиво произносить призыв. Пятая - за произнесение азана должен желать только довольства Аллаха, а не награды людей.
Шестая - призывать к благому и удерживать от дурного. Седьмая - он должен ждать имама, пока люди не начнут испытывать трудности. Восьмая - не должен сердиться на человека, занявшего его место. Девятая - не должен удлинять намаз между азаном и икамой. Десятая - должен содержать мечеть в чистоте».
Также и имам должен знать десять обязанностей, связанных с выполнением молитвы. Во-первых, имам обязан уметь читать Книгу Всевышнего Аллаха, то есть Коран. Во-вторых, имаму следует правильно произносить такбир. В-третьих, поясные и земные поклоны необходимо совершать должным образом. В-четвертых, ему нужно сохранять себя от запрещенного и сомнительного. В-пятых, должен сохранять свою одежду и тело от порицаемых вещей.
В-шестых, не должен слишком затягивать молитву длинными сурами, читать длинные суры можно в том случае, если люди, читающие за имамом, дадут на это согласие. В-седьмых, не должен восхищаться самим собой. В-восьмых, не должен приступать к молитве, пока не попросит у Аллаха прощения за каждый свой грех, ибо он является заступником тех, кто читает за ним. В-девятых, после намаза имам должен обращаться с мольбами к Аллаху не только за себя, но за всех. В-десятых, если его мечеть посетит мусафир, то ему необходимо исполнить его нужды, то есть если он попросит воды, пищи или чего-то другого, имам должен помочь ему».
Из книги "Танбихуль гафилин"