Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 135. Разъяснение качеств Божественной любви, которая проявляет себя во всем через движение
О Тот, кто дал всякой вещи удел,
Из того океана своего каждому [дал] по капле.
Сделал ты ее такой, какой следует,
Всё сделал влюбленным в Тебя.
Одни от любви к Тебе начинают говорить,
Другие молчат от любви к Тебе своим состоянием.
Луну и солнце, звезды и небосвод
Сделал Ты влюбленными в себя, о Великий [Господь].
Суша и море, низ и верх, и все сущее
Являются влюбленным рабами, пьяными от любви.
Однако у человека есть другая любовь,
Хотя они и влюблены все до единого.
О сынок! Если ты влюблен от любви к Нему,
Жизнью пожертвуй и тело расплавь, о любви говори.
Что есть любовь? Любовь к Великому [Господу].
В сердцах наших та приязнь – от Аллаха.
Не является она ремеслом, чтобы освоить его.
Не является она искусством, чтобы научиться ему.
Имеет она тепло, жгучее огня,
И тот жар делает цвет лица подобным золоту.
Быстрота и резкость ее подобна молнии, остерегись!
Одна вспышка ее сожжет оба мира.
С чем бы ни сравнил ты ее, она превыше [этого],
На лице влюбленного она подобна оттиску монетному на золоте.
Начни с Адама и дойди до Мустафы (пророка Мухаммада – прим. ред.),
Все они были влюбленными в Аллаха.
Погружена в любовь вселенная.
Где тот, кто видел ее? Где тот, кто слушал или слышал голос ее?
Мы живы благодаря ней, не ведаем о ней,
Словно тростник, который полон сахара.
Рёв, горячность и вспыльчивость от нее [происходят],
Шумиха, суматоха и опьянение от нее [происходят].
Форму возлюбленного доспехом
Для себя сделала любовь, словно зеркало.
Есть у нее имя, но нет у нее признаков.
Имеет она царство, но нет у нее места.
Это разъяснение удовлетворительное о любви предвечной
Растолковал я, дабы освободился ты от страха и тревоги.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017