Начало: Как проходила вторая присяга мусульман Пророку Мухаммаду (мир ему)?
Повествуется, что после назначения двенадцати накибов, Расулюллах (да благословит его Аллах и приветствует) сказал им: «Вы должны опекать своих соплеменников подобно апостолам пророка Исы, мир ему».
Также сообщается, что в ночь принесения клятвы Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал Саʼду бин Убаде: «Эй, люди племени хазрадж! Каким образом вы будете присягать Султану посланников (да благословит его Аллах и приветствует)?»
Они сказали: «Говори ты, посмотрим». Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поклянитесь пожертвовать на его пути вашими жизнями и имуществом». Они сказали: «Мы готовы отдать свои жизни и имущество на пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Затем они спросили у Хабибуллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Если мы будем верны нашей клятве, что мы получим взамен?» Он соизволил ответить: «Рай». «В таком случае, протяни свою руку, и мы поклянемся», - сказали они.
После этого он протянул свою благословенную руку, и все начали давать клятвы. Шайтан поднялся на возвышенность около Акабы и закричал во весь голос: «Эй, жители Мины! Знайте, что народ Медины присягнул Мухаммаду. Они собираются воевать с вами!»
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это шайтан».
Потом он воскликнул: «Эй, враги Аллаха! Скоро мы одолеем вас, покончим с вами».
Аббас бин Убада сказал: «О, Расулюллах! Клянусь Аллахом, который направил тебя с истиной, если ты захочешь, этим утром нападем с мечами на обитателей Мины». Посланник, мир ему, ответил на это: «Я не получил такого повеления, и поэтому возвращайтесь на свои стоянки».
Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: «Мы вернулись на свои места. Не следующий день пришли неверующие курайшиты и заявили: «Эй, хазраджиты! До нас дошло, что вы явились к этому человеку (то есть Мухаммаду, мир ему), чтобы забрать его от нас и принести ему клятву, что вы будете воевать с нами! Но, поистине, клянемся Аллахом, нет среди арабов таких, воевать с кем для нас было бы ненавистнее, чем воевать с вами!»
Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: «Среди нас были несколько мушриков из числа хазраджитов, которые ничего не знали о нашем соглашении, заключённом в глубокой тайне под покровом ночи. Они поспешили клятвенно заверить: «Нам ничего не известно о том, что вы говорите. Затем Абдуллах бин Убайя сказал курайшитам: «Это очень серьезное дело. Они не станут этого делать, не спросив у меня совета». Услышав от Абдуллаха эти слова, они повернули обратно. Люди, находившиеся в Мине, тоже разошлись».
Предводители мекканцев вернулись обратно, однако продолжали выяснять и доискиваться и, в конце концов, убедились, что соглашение действительно было заключено. Это произошло уже после того, как паломники отправились в обратный путь. Тогда курайшиты пустились за ними вдогонку. Они настигли Садʼа бин Убаду и Мунзира бин Амра.
Мунзир кое-как сумел вырваться из их рук. А вот Саʼда они поймали и, связав ему руки, привезли его в Мекку. Самые разумные среди них ‒ Джубайр бин Мутʼим и Харис бин Умайя сказали, что им приходится часто ездить по торговым делам, и что Са᾿д обеспечивал защиту их караванов, проходивших через Медину. А посему будет лучше, если его отпустить, развязав ему руки. Все согласились с их предложением и отпустили Саʼда. Он поехал в Медину.
Между тем, потеряв Саʼда из виду, ансары решили вернуться за ним, но он сам неожиданно явился к ним, и все они благополучно вернулись в Медину.
Когда курайшиты узнали о том, что мусульмане договорились с жителями Медины, они снова начали гонения против них. Сахабы (да будет доволен ими Аллах) уже не могли и дальше оставаться в Мекке. По этой причине, достопочтенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал им разрешение переселиться в Медину. Мусульмане начали переселяться, а язычники стали препятствовать их отъезду, понимая, что это представляет для них опасность.
Повествуется, что первым переселенцем стал Мусʼаб бин Умайра. В другом риваяте говорится, что первым в Медину переселился Абу Саляма бин Абдуль-Асад аль-Махзуми, который перед этим вернулся из Абиссинии. Его переселение в Медину произошло таким образом.
Он посадил жену Умм Саляму и дочь на верблюда, а сам держал его за поводья. Когда они выехали из Мекки, им встретились Мугира и Абу Джахль. Оба были родственниками Умм Салямы. Они отобрали из рук Абу Салямы поводья и сказали: «Если ты отрекся от нашей веры, ты волен поступать, как знаешь. Однако твоя жена Умм Саляма ‒ наша родственница, и мы не согласны с тем, что ты берешь ее и отвозишь то в Абиссинию, то в Медину».
Сказав так, они забрали Умм Саляму и ее дочь с собой. Абу Саляма остался в степи совершенно один. У него горела душа из-за внезапного расставания с женой и дочерью. Весь в слезах, он продолжил свой путь в направлении Медины. Добравшись до Медины, он сильно горевал из-за разлуки с семьей и грустил от одиночества на чужбине.
С другой стороны, Умм Саляма вспоминала: «Меня приютила семья Мугиры, а мою дочь забрали в семью Абдуль-Асада. У меня изболелось сердце из-за разлуки с мужем и дочерью. Каждый день я выходила за пределы Мекки и горько плакала. Я пристально вглядывалась вдаль с надеждой, что вот-вот появится милосердный спаситель. В один из дней меня заметил один мужчина из рода Мугиры и пожалел меня, увидев в таком состоянии.
Он пошел к Мугире и сказал: «Почему ты не хочешь видеть, в каком состоянии находится эта бедная женщина? Ведь она сгорает от горя!» И тогда мне отдали мою дочь и сказали, что я сама могу решать, уехать мне или оставаться. Я села верхом на верблюда, посадила дочь перед собой и отправилась в путь в сторону Лучезарной Медины.
Когда я доехала до Тан᾿има, мне встретился Усман бин Абу Тальха. В то время он еще не уверовал, оставался мушриком. Он спросил у меня, куда я еду. Я ответила: «Меня позвал муж, еду к нему в Медину». Усман сказал: «С тобой разве никого нет?» «У меня нет другого спутника, кроме моей дочери», - ответила я. После этого он решил сопровождать меня, взял моего верблюда за поводья, и мы продолжили путь.
Всевышний Аллах свидетель, я никого не встречала, будь то мусульманин или неверующий, кто так же чист и сдержан на язык, как он. Он довел меня до селения Амра бин Ауфа и сказал мне: «В этом селении живет твой муж. Побудь здесь аманатом Всевышнего Аллаха». После этого он поехал обратно. Так я встретилась со своим мужем и возблагодарила Всевышнего».
После Абу Салямы переселились Амир бин Рабиа с женой Лейлой бинти Хайсамой, Абдуллах бин Маз᾿ун, Хаббаб бин аль-Арс. Все они поселились в доме Мусаба бин Амра. Абу Саляма тоже проживал в этом доме.
После этого из Мекки переселились Семмас бин Усман, Аркан бин аль-Аркан, Абдуррахман бин Ауф, Са᾿д бин Убай. Потом совершили хиджрат Усман бин Аффан, Абу Хузайфа бин Утба бин Рабиа и его раб Салим. После этого переселились Хамза, Зайд бин Харис, Абу Мурсад и Абу Кабша (да будет доволен ими всеми Аллах).
Позже переселились Амр бин Мактум, Аммар бин Васил, Абдуллах бин Масуд. После этого приехали около двадцати человек, среди которых были Умар ибн аль-Хаттаб и Билял (да будет доволен ими Аллах). Передают, что все сахабы поехали тайком, и только досточтимый Умар (да будет доволен им Аллах) поехал открыто. Он повесил на плечо свой меч, взял в руки лук со стрелами и встал, повернувшись лицом к Каабе. У стены Каабы сидели неверующие курайшиты.
Умар совершил семикратный таваф вокруг Каабы, в Макаме Ибрахима прочел намаз в два ракаата. Потом он с серьезным видом встал перед многобожниками и медленно проговорил: «Те, кто поклоняется камням и нескольким кускам дерева, это неразумные и безмозглые люди. Кому из вас охота, чтобы его отец остался без сына, а жена стала вдовой, тот пусть возьмется меня преследовать». Никто не шевельнулся.
Хазрати Али (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Я тоже был там. Курайшиты были сильно удивлены, и никто из них не посмел пойти за ним».
Вот таким образом почтенный Умар (да будет доволен им Аллах) открыто поехал в Медину, и случилось это за пятнадцать дней до хиджрата Посланника Аллаха, мир ему.
Из книги "Истории Пророков"