Единственная сура, которая не начинается с басмалы

Благородный Коран был ниспослан посланнику Аллаха (с.а.с.) в качестве великого знамения и чуда. Каждый аят и сура Корана уникальны, и все они по-отдельности являются знамениями. Сообщается, что Абдуллах ибн Мас'уд, чье чтение Корана так любил слушать Пророк (с.а.с), говорил: «Воистину, Коран является руководством Аллаха. Так примите же это руководство, насколько сможете. Воистину, Коран – прочная верфь Аллаха, ясный свет, излечение, защита для тех, кто придерживается Его велений, и спасение от гнева Аллаха. Он никогда не будет искажен, и никогда не закончатся его чудеса».

Каждая сура Корана является чудом, однако у каждой из них есть свои особенности и достоинства. Особого внимания изучающих Писание Всевышнего заслуживает сура «Покаяние», ведь у нее есть достоинства, которых нет у других сур.

В хадисе, переданном Аишей (р.а.), Пророк (с.а.с.) изрек: «Каждая кораническая сура ниспосылалась по частям, кроме сур «Бараат» («Покаяние») и «аль-Ихлас». При их ниспослании с небес спустилось 70 тысяч рядов ангелов» (ат-Табарани).

Одной из особенностей суры «ат-Тауба» является то, что она единственная начинается без слов «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного». Ученые говорят о пяти причинах этого:

1. Она является продолжением суры «аль-Анфаль».

Абдуллах ибн Аббас (р.а.), желая узнать причину того, почему «ат-Тауба» начинается без басмалы, спросил об этом у Усмана ибн Аффана (р.а.). Усман ответил: «Когда Пророку ниспосылалось что-нибудь из Корана, он звал к себе писцов и говорил им: «Запишите эти аяты в суре, в которой говорится о том-то и том-то. Сура «аль-Анфаль» была из первых ниспосланных ему сур в Медине, а сура «Бараат» (ат-Тауба) – одной из последних сур Корана. Содержания этих двух сур очень схожи, поэтому я подумал, что «Бараат» была ниспослана в качестве продолжения суры «аль-Анфаль». Пророк (с.а.с.) же умер, так и не сообщив нам о том, является ли одна продолжением другой. Поэтому я написал их одну за другой и не стал писать между ними басмалу».

В подтверждение этого мнения имам аль-Кальби (р.а.) также говорил: «Сура «Бараат» является продолжением суры «аль-Анфаль». Именно поэтому Усман не стал писать перед ней басмалу. Также эту суру назвали «Фадиха» («Разоблачающая»), так как она разоблачала неверие лицемеров».

2. Разногласие сподвижников.

Сподвижники Пророка (с.а.с.) придерживались разных мнений относительно того, являются ли эти две суры одной единой сурой. Поэтому, чтобы избежать нарастания разногласий, было принято решение написать их одна за другой, не соединяя между ними и не записывая басмалу. То есть, такой прием был вынужденным, чтобы предотвратить смуту.

4. Простая забывчивость.

Мать правоверных Аиша (р.а.) так разъясняла причину этого: «Писарь Корана забыл написать басмалу перед сурой «ат-Тауба», и это затем так и осталось».

5. Традиция арабов.

Сообщается, что у арабов в доисламский период было принято не писать выражения, в которых упоминается о милосердии, в письмах к тому народу, с которым они хотели прекратить мирный договор.

В суре «ат-Тауба» говорится:

«Аллах и Его посланник освобождены от договоров, которые вы заключили с многобожниками. Посему странствуйте по земле в течение четырех месяцев и знайте, что вам (многобожникам) не сбежать от Аллаха и что Аллах опозорит неверующих. В день великого паломничества Аллах и Его посланник объявят людям о том, что Аллах и Его посланник отрекаются от многобожников. Если вы раскаетесь, то тем лучше для вас. Если же вы отвернетесь, то знайте, что вам не сбежать от Аллаха. Обрадуй же вестью о мучительных страданиях неверующих…»

Этими словами Аллах сообщил, что после истечении четырех месяцев между мусульманами и многобожниками не остается никаких договоров; что Запретную мечеть многобожникам посещать нельзя. В то время, когда были ниспосланы эти слова, Абу Бакр вместе с мусульманами Медины направлялся в Мекку для совершения хаджа. Пророк (с.а.с.) отправил им вдогонку Али ибн Абу Талиба (р.а.), чтобы он прочел им эти аяты и объявил об отречении Аллаха и Его посланника от всех договоров с многобожниками. Али (р.а.) прочел людям эти аяты без басмалы в начале, так как этим, считают ученые, он следовал традиции арабов, о которой мы говорили выше.

За что Аллах упрекал Пророка Мухаммада ﷺ?
Одним из доводов того, что Коран не может быть сочинением посланника Аллаха, является тот факт, что Аллах неоднократно поправлял в Коране ошибки Своего посланника и даже выражал ему порицание. Здесь мы рассмотрим те аяты, в которых Аллах указывает на упущения Своего посланника.
22.03.2021
9819

Islam-today

Социальные комментарии Cackle