Наступило лето, а с ним и сезон всевозможных фруктов и овощей. Посланник Аллаха ﷺ имел замечательную привычку благодарить Аллаха за первые плоды сезона, которые собирали мусульмане. Он совершал дуа, а затем раздавал эти фрукты детям, которые окружали его. Подобным образом поступали и его сподвижники.
Эта благая традиция до сих пор существует в регионах некоторых мусульманских стран: первый урожай жертвуют в местные приходы, медресе, а также пожилым людям.
Каждый из нас хочет накормить себя и свою семью самым лучшим – надежной и халяльной едой, ведь это залог здоровья всех членов семьи. Забота о здоровье и долголетии – поощряемое действие в исламе, ведь наш организм дан нам Аллахом как аманат, и мы обязаны о нем заботиться.
Еда оказывает прямое воздействие на нашу жизнь во всех её аспектах. Быть умеренными во всем и знать о правиле золотой середины – значит быть здоровыми и с ясным сознанием.
Какую пищу Всевышний обещал благочестивым мусульманам?
Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Никогда не наполнял человек сосуда худшего, чем его собственное чрево!» (ат-Тирмизи, №2302).
Аллах Субханаку ва Тааля одарил всех своих созданий пропитанием.
Всевышний говорит в Коране:
«Неужели ты не видишь, как Аллах ниспосылает с неба воду, посредством которой Мы взращиваем плоды различных цветов» (Фатир, 27).
В другом аяте сказано:
«Он сделал для вас землю ложем, а небо – кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания» (аль-Бакара, 22).
10 продуктов, которые очень любил пророк Мухаммад ﷺ
Посланник Аллаха – пророк Мухаммад ﷺ любил очень есть гранаты, финики, инжир, виноград, арбузы. Это все то, что росло в его местности.
Врачи рекомендуют, использовать в большей степени в пищу фрукты и овощи, которые растут в том регионе, где проживает человек. Всевышний закладывает в каждом регионе то, что будет необходимо для жизни человека, проживающему там.
В Благородном Коране Аллах Всевышний говорит нам:
«… О потомки Адама! …Ешьте [разрешенную пищу] и пейте, но не будьте расточительны, поистине, Он [ваш Господь] не любит расточительных (Аль Араф, 31).
В данном аяте говорится о приеме пищи, но в тоже время обозначается, что человеку не стоит расточительствовать, переходить грани дозволенного. Ведь даже очень полезная пища, но съеденная в огромном количестве может превратится в яд для организма.
Ученые подтверждают, что для свободного и глубокого дыхания нужно, чтобы желудок не был переполнен, поскольку это напрямую влияет на сокращение нашей жизни, ведь если желудок переполнен, то дыхание становится поверхностным, не глубоким, а значит наши клетки начинают страдать от нехватки кислорода.
Контроль за питанием: какой вред несет в себе чревоугодие?
Человеку необходимо есть столько, сколько достаточно для поддержания его жизненных сил. Следовать правилу золотой середины завещал нам Любимец Аллахаﷺ:
«Человеку для жизни достаточно нескольких кусков пищи. Тот же, кто вынужден много поесть, пусть разделит свой желудок на три части: одну часть для еды, вторую часть для воды, а третью часть для воздуха» (Ибн Маджа, Атима, 50).
Тот, кто изучает благословенную сунну пророка Мухаммада ﷺ может узнать лишь полезное для себя. В том числе и касательно правил приема пищи.
Согласно исламской этике, дуть на еду является макрухом, то есть нежелательным. Так Ибн Аббас (р.а.) говорил: «Посланник Аллаха ﷺ никогда не дул ни на еду, ни на питье. И никогда не выдыхал в посуду» (Ибн Маджа). Кроме того, дуть на еду – это просто некультурно.
Наливая компот, делая свежевыжатый сок или же наливая чай, помните, что нежелательно дуть на питье. Об этом сказано с следующем хадисе Пророка ﷺ: «Если кто-то из вас пьет воду, то пусть не дышит в стакан. Если он захочет сделать еще один глоток, то пусть отдалит стакан ото рта (сделает выдох) и пьет снова» (Хаким). И в этом есть большая мудрость.
Верующие мусульмане, изучая нормы и правила относительно того, как использовать и употреблять блага Аллаха наилучшим образом, обретают от этого баракат.
Ни один квалифицированный врач никогда не даст совет есть и пить горячую еду, торопясь и ошпариваясь. Тем более дуть, например, на еду детей или своих немощных стариков, которых кормите – так вы наделяете пишу и питье своими бактериями, зачастую они могут быть болезнетворными и принесут еще больший вред ослабленному организму близких.
Согласно сунне желательно подождать пока горячая еда (или напитки) немного остынут.
С точки зрения ислама: прием пищи – это акт поклонения?
Пророк ﷺ сказал:
طعام الاثنين كافي الثلاثة، وطعام الثلاثة كافي الأربعة
«Еды, рассчитанной на двоих, хватит и на троих, а рассчитанной на троих хватит и на четверых» (Бухари, №4973; Муслим, №3835).
Довольствуясь тем, что Аллах ниспослал вам этим летом в качестве еды и питья, не забывайте о тех, кто лишен этого сегодня: делитесь и тогда ваша еда будет еще намного вкуснее и полезнее.
И пусть Всевышний Аллах не лишает вас Своей Милости.
Ислам Амиров