Каждый мусульманин обязан верить в то, что после смерти его душа будет испытывать либо блаженство, либо муки. Об этом свидетельствует и Коран, и хадисы.
В суре «ат-Тауба» Всевышний говорит о лицемерах:
«И Мы накажем их дважды. После они будут подвергнуты великому наказанию» (всего 3 наказания) (Ат-Тауба, 101).
По мнению ученых, первое наказание произойдет в этом мире. Второе наказание ждет – на этапе «аль-Барзах», третье – в Судный день, после отчета о деяниях (направление в Ад).
Читайте также: Дозволено ли целовать покойника перед его погребением?
В суре «Гафир» Аллах в качестве примера рассказывает о Фараоне, отрицавшем истину:
«Огонь, куда их помещают утром и вечером. А в День наступления Часа [в Судный день] подвергните род Фараона самому суровому наказанию!» (Гафир, 46).
В суре «Ибрахим» Всевышний дает пояснение о верующих:
«Аллах укрепляет верующих твердым словом в земной жизни и в вечной жизни» (Ибрахим, 27).
В сборнике хадисов имама Ахмада приводится такой хадис: «Мы с нашим Пророком ﷺ ходили для совершения джаназы одного ансара. Когда пришли на кладбище, Пророк ﷺ сел, и мы сели рядом с Ним. После недолгого молчания он сказал: «Просите Аллаха о помощи, чтобы избежать могильных мук».
1. Распространение сплетен и нечистоплотность (пренебрежение истинджа).
Согласно преданию сподвижника по имени Ибн ‘Аббас, проходя мимо двух могил, Пророк ﷺ сказал: «Обитатели этих могил страдают. Один из них ходил, не очистившись от своих нечистот, а другой распространял сплетни среди людей».
Пояснение: пренебрежение истинджа – это отказ от омовения, очищения водой после справления нужды в туалете. Даже если не время для намаза, мусульмане должны очиститься водой после справления нужды в туалете. Несоблюдение этого правила приведет к могильным мукам.
Распространение сплетен в данном хадисе подразумевает передачу услышанного в одном месте в другое место с намерением рассорить людей. Например, распространением сплетен будет случай, когда кто-то подходит к кому-либо и говорит ему: «Тот-то, тот-то сказал про тебя такое-то».
2. Кража.
Кража считается большим грехом. Тот, кто совершил этот грех, будет подвергнут мучениям и в могиле, и в Аду.
Пророк Мухаммад ﷺ предупредил: «Если человек украл что-то, он перестает быть верующим».
Следует отметить, что большим грехом является как кража имущества, являющегося собственностью отдельного человека, так и имущества, которое считается общественной собственностью.
У Пророка ﷺ был слуга по имени Мидгам, и после того, как он погиб в бою, сподвижники сказали: «О, посланник Аллаха, наверно, парень станет обитателем Рая?»
Пророк ﷺ ответил: «Не говорите так, потому что он украл платок из трофеев, завоеванных в битве на Хайбаре, и за это он попадет в Ад».
Тогда один человек сообщил, что он украл обувь из завоеванного имущества. Пророк ответил ему: «Те башмаки придут в твою могилу в виде огня».
3. Ложь.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Остерегайтесь лжи. Поистине, вера и ложь в человеке не могут сосуществовать одновременно».
Читайте: 4 пути избавления от лжи: иншаАллах, машаАллах, может быть, и возможно
В суре «Гафир» об этом говорится:
«Поистине, Аллах не наставляет [на верный путь] чрезмерного лжеца» (Гафир, 28).
Коран и хадисы со всей строгостью предупреждают о пагубных последствиях лжесвидетельства и обмана в торговле. Согласно объяснениям ученых, ложь – одна из причин, по которым человек подвергается мукам в могиле.
4. Обвешивание.
Обман в свою пользу при продаже взвешиваемого товара считается большим грехом в исламе. Такому недугу, широко распространенному в обществе, посвящена сура Корана «аль-Мутаффифин».
Предупреждая верующих, Аллах говорит:
«Горе обвешивающим. Тем, кто, покупая у других, требует сполна, а когда отмеряют или взвешивают для других, то наносят им убыток. Разве не думают они, что будут воскрешены?» (Аль-Мутаффифин, 1-4).
Таким образом, те, кто занимается обвешиванием и обмериванием, будут подвергнуты могильным мукам, и в Судный день их ждет великое наказание.
5. Прелюбодеяние.
Прелюбодеяние в исламе считается величайшим грехом. В Коръане Аллах строго предупреждает:
«И не приближайтесь к прелюбодеянию! Поистине, это – разврат и дурной путь» (Аль-Исра, 32).
А в одном из хадисов пророк Мухаммад ﷺ говорит: «Не совершит грешник прелюбодеяния, будучи уверовавшим». Согласно пояснениям ученых, прелюбодеяние также является одной из причин, по которой человек подвергается мучениям в могиле.
6. Риба (получение процентов).
Риба, то есть предоставление или приобретение чего-то в долг под проценты (денег, золота, товара или чего либо другого) или участие в сделках с процентным доходом, считается большим грехом в исламе. В Коране относительно рибы Аллах говорит:
«О верующие! Не поедайте запретную прибыль (риба), многократно умноженную, и бойтесь Аллаха, чтобы обрести успех!» (Алю Имран, 130).
«И за то, что они брали риба [запретные проценты], что было запрещено им, и незаконно [путем взяток и др.] проедали имущество людей. И для неверующих из них Мы приготовили болезненное наказание...» (Ан-Ниса, 161).
7. Отказ от выплаты закята, имея на это возможности.
Закят – один из столпов ислама. Поэтому пренебрежение им, не уделение должного внимания закяту или скупость при его выплате – становится причиной наказания человека как в земной жизни, так и в ахирате. Мусульманин будет подвергнут мучениям в могиле, если не выплатит закят, который он должен выплатить.
8. Привычка откладывать намаз, несвоевременное совершение без уважительного основания – также одна из причин могильных мук.
9. Не соблюдение положений и предписаний Корана, будучи осведомленным о них, является еще одной причиной, из-за которой человека подвергнут мукам в могиле.
Тем не менее, следует напомнить, что могильные муки или избавление от них зависит исключительно от решения Всевышнего Аллаха.
Из книги «Основы Ислама»
Фото: elements.envato.com.