Известно, что верующие делятся на соблюдающих религию, которые живут согласно её законам, и на тех, кто верит лишь в сердце, тогда как их образ жизни никак не свидетельствует об их вероубеждении. Часто вторые вспоминают о своей религии, когда наступает Курбан, Ураза-байрам или смерть близких. К сожалению, они оправдывают такую свою позицию, приводя в пример других грешных людей, по сравнению с которыми, по их мнению, являются более чистыми.
По этому поводу есть весьма интересный диалог двух верующих. Он раскрывает более глубокий взгляд на ситуацию и помогает переоценить своё положение перед Аллахом Табаракя ва Та’аля:
Первый из них говорит:
- Вот я не совершаю намаз, но вместе с тем и не делаю ничего плохого. Стараюсь, по мере своих возможностей, совершать только хорошее. А некоторые люди читают пятикратный намаз, но, тем не менее, грешат, куда больше меня. Так почему же в таком случае я должен считаться хуже них?
Второй ответил ему:
- Представь такую картину: у одного человека есть милосердные родители, которые с пелёнок оберегали его и обеспечивали всем необходимым. Они же просят его о признательности, чтобы тот уделял им хотя бы немного времени и навещал их. Но тот не считает нужным делать этого и оправдывается тем, что он не плохой, так как в целом не совершает ничего дурного. Что ты думаешь об этом: по-твоему, этот человек на самом деле является хорошим?
Первый сказал:
- Нет, не является. Ведь главное, что должен сделать в своей жизни человек, — отдать должное своим родителям, стараясь быть почтительным ребёнком. Это основа, определяющая его нравственность.
- Раз таково положение относительно родителей, то возможно ли утверждать, что человек, пренебрегающий повелениями самого Творца, обладает чистым сердцем? Господь даровал нам жизнь, родителей и все остальные блага. Из 24 часов, которые тоже являются благом, на пять намазов уходит самое большее около часа. Если мы не считаем нужным уделить Ему этот час, то как мы можем считать себя хорошими, достойными Его Рая людьми? — ответил второй.
Искреннее стремление к хорошим поступкам — это проявление сущности человека. А исполнение повелений Аллаха — это проявление веры, богобоязненности и серьёзности относительно Него. И как прекрасно, когда всё это собирается вместе в одном человеке. Да, быть может, среди соблюдающих ислам не мало таких, кто грешит. Но, как говорится, «его грех тебе известен, а покаяние — нет».
Аллах Джалля Джалялуху прощает погрешности своих рабов, совершённые между молитвами, благодаря постам и ночным поклонениям. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передаёт, что он слышал, как посланник Аллаха ﷺ спросил:
– Скажите, если бы у дверей (дома) каждого из вас протекала река, и он купался бы в ней по пять раз ежедневно, остался бы он грязным после этого?
Сподвижники ответили:
– От грязи не осталось бы и следа.
Тогда Пророк сказал:
– Пять намазов подобны такой реке. Посредством них Аллах стирает прегрешения (Муслим, Бухари).
Верить в сердце, несомненно, важно. Но неисполнение повелений Господа, будучи верующим — неимоверная дерзость, приводящая к тому, что Всевышний отворачивается от раба, оставляя его наедине со своими грехами. И сколько бы он не оценивал себя с хорошей стороны, это не будет оценкой самого Создателя.
Совершение ошибок и грехов является природной склонностью человека, признаком того, что он всего лишь раб. Пророк (мир ему) сказал об этом: «Если бы вы не грешили, то Аллах обязательно сотворил бы творения, которые стали бы совершать грехи, а затем просили бы прощения, и Он прощал бы их!» (Ахмад, Муслим, Тирмизи).
То есть, самое правильное для верующего — стремление к покаянию, обращаясь к самому близкому, к своему Господу, когда ошибается. Ведь если он просит прощения, значит, лишён высокомерия и признаёт Аллаха своим Прощающим Господом.
Но каково положение того, кто не соблюдает повеления Аллаха Газза ва Джаль и считает себя хорошим, тогда как даже не ведает о том, что является грехом. Поэтому верующим необходимо стремиться к изучению своей религии и встать на путь духовности, дабы воспитать в себе высокие качества, свойственные покорным. Ведь ислам — это мир, а мусульманин — значит, покорившийся, умиротворенный, тот, кто в гармонии с Истиной.
Айна Замаева