Вопрос: Почему женщина была создана именно из ребра Адама?
Ответ: Наши алимы по разному подходили к данному вопросу. Поэтому мы считаем полезным рассмотреть этот вопрос с разных точек зрения.
а) Прежде всего, приведем аят, имеющий отношение к этому вопросу: «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих» (ан-Ниса 4/1).
Некоторые алимы говорили, что выражение «из одной души», упоминаемое в этом аяте, означает, что все люди были созданы от одного человека, то есть от Адама (Разы, Тафсир).
В противоположность этому, Абу Муслим аль-Исфахани, а так же некоторые муфассиры, говорили о том, что выражение «из одной души» означает, что все люди были созданы из той же субстанции (глины), что и Адам.
б) В то же самое время нет никаких препятствий для того, чтобы понимать вышеприведенный аят следующим образом:
«Сначала Аллах создал Адама. Затем, Он создал Хавву из этой одной души/из глины, оставшейся после создания Адама» (Ибн ашур, Тафсир).
в) В одном из хадисов, касающихся создания женщины из ребра, говорится:
«Хорошо обращайтесь с женщинами, так как женщина была сотворена из ребра. Наиболее искривленной частью ребра является ее верхняя часть. Поэтому если вы захотите выпрямить ее, то она обязательно сломается, если же оставите ее в покое, то она останется кривой. Поэтому относитесь к женщинам хорошо» (Бухари, Анбийа, 1; Муслим, Рада, 61; Насаи, Никях, 15).
Как следует из текста этого хадиса, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) советовал своим сподвижникам хорошо относиться к женщинам, проявлять к ним терпение и толерантность, принимая во внимание тот факт, что женщины являются более эмоциональными существами.
Исходя из этого, выражение «женщина была создана из ребра» не обязательно воспринимать буквально. Это выражение получило распространение из-за риваята Ибн Исхака, переданного от Ибн Аббаса, в котором говорится: «Хавва была создана из самого короткого левого ребра Адама пока он спал». Тогда как имам Навави не считал этот риваят достоверным, говоря, что эти слова принадлежат некоторым факихам (Ибн Хаджар, Фатхуль-Бари, 9/253).
г) Исходя из вышеприведенных разъяснений, можно сказать, что слова о том, что женщина создана из ребра, являются аллегорией. Такого же мнения придерживался и Ибн Хаджар.
Islam-Today