Во время сражения при горе Ухуд одна часть лицемеров, с целью опорочить светлое имя Благословенного Пророка (мир ему и благословение Аллаха), стала распространять о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) лживые слухи, будто бы Он собирается прибрать к рукам часть трофеев. На что Всевышний Аллах ниспослал следующий аят:
وَمَا كَانَ لِنَبِيٍّ أَن يَغُلَّ وَمَن يَغْلُلْ يَأْتِ بِمَا غَلَّ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ثُمَّ تُوَفَّى كُلُّ نَفْسٍ مَّا كَسَبَتْ وَهُمْ لاَ يُظْلَمُونَ
«Пророк не будет обманывать [и никогда и никого Божьи посланники не обманывали]. Если кто-то из людей обманывает [скрыто присваивает себе то, что ему на самом деле не принадлежит], тот придет со своим обманом в Судный День. Затем каждой душе воздастся за все то, что она делала ранее, и никто не будет притеснен» (сура Али Имран, аят -161).
Как следует из содержания аята, Всемогущий Аллах не только оправдал своего Благословенного Посланника (мир ему и благословение Аллаха), но и указал всем остальным людям на тяжесть греха, совершенного в виде посягательства на общественное или государственное имущество. В исламской литературе это явление именуется гулюль. Стоит признать, большинство из нас знает, что такое зина (прелюбодеяние) или гыйба (сплетня), имея представление о тяжести этих грехов. Однако гулюль и его рамки, к сожалению малоизвестны, хотя это является не менее серьезным нарушением законов Всевышнего Творца.
Каждый человек, не зависимо от своего социального положения и занимаемой должности, должен четко осознавать, что чужое имущество частное, и тем более общественное или государственное является запретным. Для совершения подобной ошибки не обязательно быть высокопоставленным чиновником или участвовать в военных операциях, которые могут принести богатые трофеи. Если человек имеет в доверии то, что ему не принадлежит, то любая нецелевая растрата будет относиться к разряду гулюль.
Также необязательно, чтобы это выражалось в материальном эквиваленте. К примеру, самое распространенное явление –пользуясь имеющимися полномочиями или властью «помочь своим», протолкнуть «своего», взять для «своих», чтобы «свои же» не обиделись – является полноценным гулюль. Или же человек, участвовавший, руководивший, управлявший каким-либо образом в осуществлении того или иного проекта, скажет: «Это мой проект», «Это я сделал», «Это моя заслуга», то совершит большую ошибку, ибо дело касается прав всех тех, кто участвовал в воплощении в жизнь этого проекта.
Все начинается с незаметных мелочей – тут попросили, там взял не заметили – в итоге все это перерастает в пагубную привычку, за которую человек со временем перестает ощущать какое-либо угрызение совести. Однако последствия этого весьма плачевны. Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в одном из своих хадисов сказал следующее: «Тот, кто не справедливо присвоит из общественного имущества что-либо, не важно, малое или большое, тот придет в Судный день с повязавшим его рукам и ногам имуществом, которое он украл. Обращаясь ко мне, он взмолится: «Помоги мне, о, Посланник Аллаха! », но и я не смогу ему ничем помочь, а его кинут в Геенну огненную».
Однако опасность совершения данного греха может висеть над каждым. Ведь если человек хотя бы видит совершение того или иного нарушения, но при этом молчит, не пытается помешать, то также становится соучастником гулюль.
Ихсан Кышкаров
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!