«Среди людей есть тот, чьи (красивые) слова восхищают тебя (о Мухаммад) в земной жизни. Он призывает Аллаха в свидетели (клянется, чтобы ты поверил), что у него в сердце (искренняя вера), при том, что (на самом деле) он – непримиримый (враг и) спорщик. А когда (лицемер) уходит (от тебя, о Мухаммад), то начинает бродить по земле, вредя, уничтожая посевы и потомство (людей и животных). Но Аллах не любит, когда вредят. И когда ему говорят: «Побойся Аллаха (и прекрати вредить окружающим)!» – гордыня толкает его к (еще большему) греху. Достаточно ему будет Ада! Какое же это плохое место!» (Бакара, 204-206).
В риваяте, переданном от Судди, говорится: Данный аят был ниспослан в отношении главы рода Бану Зухра Ахнаса ибн Шурайка.
Однажды он пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сделал вид, что принял ислам. Посланнику Аллаха ﷺ очень понравилось то, что он стал мусульманином. Он (Ахнас ибн Шурайк) сказал: «Я пришел, желая стать мусульманином и клянусь Аллахом, я верен своему слову».
Когда же он ушел от посланника Аллаха ﷺ, то по дороге сжег некоторые из посевов, принадлежавших мусульманам, а также убил несколько мулов, так же принадлежавших мусульманам. И, в связи с этим Аллах Всевышний ниспослал эти аяты [Табери, Джамиуль-Байан, 2/181-182].
Из второго риваята, в котором также сообщается, что эти аяты были ниспосланы по поводу Ахнаса ибн Шурайка, и что причиной их ниспослания было его лицемерие, проявленное им перед битвой при Бадре.
В этом риваяте говорится: «В день битвы при Бадре Ахнас сделал знак своему роду Бану Зухра, главой которого он являлся, чтобы они не выступали в поход, сказав им: «Мухаммад является сыном вашей сестры. Если он лжет (что является пророком), то вам достаточно будет того, что другие люди одержат победу над ним. Если же он правдив в своем призыве, то он не станет нуждаться в вас (Господь дарует ему победу и благодаря его победе), и вы будете самыми счастливыми людьми».
Члены рода Бану Зухра сказали: «Да, ты прав. В твоих словах заключено благо».
Когда же их призвали отправиться в поход, этот мунафик (лицемер) вместе со своим отрядом в триста человек, вернулся обратно. Когда посланник Аллаха ﷺ узнал о том, что Ахнас вместе со своими людьми вернулся обратно, то был поражен этим. С тех пор тот и получил свое прозвище «ахнас», что означает «повернувший вспять», хотя его настоящим именем было Убай ибн Шурайк.
Однако приводя этот риваят, Фахруддин ар-Разы отметил, что этот риваят является слабым [Х. Тахсин Эмироглу, Асбабун-Нузуль, 1/186-187].
В одном из риваятов, переданных от Ибн Аббаса, сообщается, что эти аяты были ниспосланы в отношении мунафиков, которые злословили о мусульманах, павших в походе Раджи. А именно:
«Кяфиры-курайшиты (или племена Адал и Кара) отправили делегацию к посланнику Аллаха ﷺ в Медину. Прибыв в Медину эти люди сказали посланнику Аллаха ﷺ: «Отправь с нами несколько своих товарищей, чтобы они обучили нас религии».
Тогда посланник Аллаха ﷺ отправил с ними Хубайба ибн Адийа, Марсада ибн Аби Марсада аль-Ганави, Халида ибнуль-Букейра, Абдуллаха ибн Тарика и Зейда ибн Дасина. Главным же среди них он назначил Асыма ибн Сабита.
Собравшись, эти сподвижники отправились в сторону Мекки. Во время остановки на ночлег в местечке между Меккой и Усфаном, они перекусили финиками, которые взяли с собой, а косточки бросили на землю. Когда утром они отправились дальше в путь, мимо этого места проходила одна женщина. Увидев на земле косточки, она поняла, что здесь останавливались мединцы.
Она побежала к своему племени и сказала им: «Поспешите, мединцы проследовали этой дорогой». Немедленно вооружившись, семьдесят человек бросились в погоню за мусульманами. (В соответствии с одним из риваятов эти люди были из рода Бану Лихъян племени Хузайл).
Догнав мусульман, они окружили их. В произошедшей схватке Марсад, Тарик и Ибн Халид были убиты. Асым, вытащив свой колчан, увидел, что у него есть семь стрел, и каждой из этих стрел он убил одного неверующего из тех, что напали на них, а затем сказал: «О, Аллах! В начале этого дня я старался защитить свою религию. Защити же в конце этого дня мои останки от этих неверующих». Многобожники окружили его, а затем убили.
Хубайба и Зейда многобожники захватили в плен и отвезли их в Мекку. Хубейба выкупил род аль-Харис ибн Амир, чтобы убить его. Когда они привели его на открытое место, чтобы убить, он сказал им: «Позвольте мне совершить два ракаата намаза». Они дали свое согласие, и он совершил два ракаата намаза, а затем сказал: «Я бы совершил более долгий намаз, если бы я не знал, что вы скажете: «Хубайб боится смерти и поэтому затягивает свой намаз»». После этого к нему подошел Укба ибнуль-Харис и убил его, пронзив копьем.
Зейда же купил Сафван ибн Умаййа, чтобы убить его за убийство своего отца. Когда Сафван вывел Зейда наружу, чтобы убить, к нему подошел Абу Суфьян ибн Харб и сказал: «О, Зейд! Хотел бы ты, чтобы здесь на твоем месте оказался Мухаммад, а ты оказался бы рядом со своей семьей?». Зейд ответил: «Клянусь Аллахом! Находясь рядом со своей семьей, я не пожелал бы даже, чтобы в ногу Мухаммад вонзилась колючка, причинив ему страдание». После этого, многобожники убили его.
Некоторые из мунафиков (лицемеров) стали говорить о Хубайбе и его товарищах: «Жаль этих убитых! Они и дома не остались, и не выполнили того, что им поручил их товарищ (имея ввиду посланника Аллаха ﷺ). И тогда в отношении этих мунафиков, Аллах Всевышний ниспослал аят «Среди людей есть тот, чьи (красивые) слова восхищают тебя (о Мухаммад) в земной жизни...» и последующие два аята [Табери, Джамиуль-Байан, 2/182; Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/219-220].
Фото: elements.envato.com.