Что сказано в Коране о лицемерах?

وَمِنَ النَّاسِ مَن يُعْجِبُكَ قَوْلُهُ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيُشْهِدُ اللّهَ عَلَى مَا فِي قَلْبِهِ وَهُوَ أَلَدُّ الْخِصَامِ (204) وَإِذَا تَوَلَّى سَعَى فِي الأَرْضِ لِيُفْسِدَ فِيِهَا وَيُهْلِكَ الْحَرْثَ وَالنَّسْلَ وَاللّهُ لاَ يُحِبُّ الفَسَادَ (205) وَإِذَا قِيلَ لَهُ اتَّقِ اللّهَ أَخَذَتْهُ الْعِزَّةُ بِالإِثْمِ فَحَسْبُهُ جَهَنَّمُ وَلَبِئْسَ الْمِهَادُ (206)

«Среди людей есть тот, чьи (красивые) слова восхищают тебя (о Мухаммад) в земной жизни. Он призывает Аллаха в свидетели (клянется, чтобы ты поверил), что у него в сердце (искренняя вера), при том, что (на самом деле) он – непримиримый (враг и) спорщик. А когда (лицемер) уходит (от тебя, о Мухаммад), то начинает бродить по земле, вредя, уничтожая посевы и потомство (людей и животных). Но Аллах не любит, когда вредят.  И когда ему говорят: «Побойся Аллаха (и прекрати вредить окружающим)!» – гордыня толкает его к (еще большему) греху. Достаточно ему будет Ада! Какое же это плохое место!» (Бакара, 204-206).

В риваяте, переданном от Судди, говорится: Данный аят был ниспослан в отношении главы рода Бану Зухра Ахнаса ибн Шурайка.

«И вспомните, как мало вас было»
«И бойтесь смуты, которая охватит не только несправедливых среди вас (ее последствия затронут и остальных). И знайте, что Аллах наказывает сурово» (Аль-Анфаль, 25).
22.06.2022
1512

Однажды он пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сделал вид, что принял ислам. Посланнику Аллаха ﷺ очень понравилось то, что он стал мусульманином. Он (Ахнас ибн Шурайк) сказал: «Я пришел, желая стать мусульманином и клянусь Аллахом, я верен своему слову».

Когда же он ушел от посланника Аллаха ﷺ, то по дороге сжег некоторые из посевов, принадлежавших мусульманам, а также убил несколько мулов, так же принадлежавших мусульманам. И, в связи с этим Аллах Всевышний ниспослал эти аяты [Табери, Джамиуль-Байан, 2/181-182].

Из второго риваята, в котором также сообщается, что эти аяты были ниспосланы по поводу Ахнаса ибн Шурайка, и что причиной их ниспослания было его лицемерие, проявленное им перед битвой при Бадре.

В этом риваяте говорится: «В день битвы при Бадре Ахнас сделал знак своему роду Бану Зухра, главой которого он являлся, чтобы они не выступали в поход, сказав им: «Мухаммад является сыном вашей сестры. Если он лжет (что является пророком), то вам достаточно будет того, что другие люди одержат победу над ним. Если же он правдив в своем призыве, то он не станет нуждаться в вас (Господь дарует ему победу и благодаря его победе), и вы будете самыми счастливыми людьми».

Члены рода Бану Зухра сказали: «Да, ты прав. В твоих словах заключено благо».

Когда же их призвали отправиться в поход, этот мунафик (лицемер) вместе со своим отрядом в триста человек, вернулся обратно. Когда посланник Аллаха ﷺ узнал о том, что Ахнас вместе со своими людьми вернулся обратно, то был поражен этим. С тех пор тот и получил свое прозвище «ахнас», что означает «повернувший вспять», хотя его настоящим именем было Убай ибн Шурайк.

Однако приводя этот риваят, Фахруддин ар-Разы отметил, что этот риваят является слабым [Х. Тахсин Эмироглу, Асбабун-Нузуль, 1/186-187].

Уроки суры «аль-Ан‘ам»: клевета на Аллаха
Однажды посланник Аллаха ﷺ позвал к себе Абдуллаха ибн Аби Сарха, чтобы записать ниспосланные в тот день откровения (в то время Абдуллах ибн Аби Сарх был одним из писарей, записывавших откровения) и продиктовал ему 12, 13 и 14 аяты суры «Муминун».
15.06.2022
2976

В одном из риваятов, переданных от Ибн Аббаса, сообщается, что эти аяты были ниспосланы в отношении мунафиков, которые злословили о мусульманах, павших в походе Раджи. А именно:

«Кяфиры-курайшиты (или племена Адал и Кара) отправили делегацию к посланнику Аллаха ﷺ в Медину. Прибыв в Медину эти люди сказали посланнику Аллаха ﷺ: «Отправь с нами несколько своих товарищей, чтобы они обучили нас религии».

Тогда посланник Аллаха ﷺ отправил с ними Хубайба ибн Адийа, Марсада ибн Аби Марсада аль-Ганави, Халида ибнуль-Букейра, Абдуллаха ибн Тарика и Зейда ибн Дасина. Главным же среди них он назначил Асыма ибн Сабита.

Собравшись, эти сподвижники отправились в сторону Мекки. Во время остановки на ночлег в местечке между Меккой и Усфаном, они перекусили финиками, которые взяли с собой, а косточки бросили на землю. Когда утром они отправились дальше в путь, мимо этого места проходила одна женщина. Увидев на земле косточки, она поняла, что здесь останавливались мединцы.

Она побежала к своему племени и сказала им: «Поспешите, мединцы проследовали этой дорогой». Немедленно вооружившись, семьдесят человек бросились в погоню за мусульманами. (В соответствии с одним из риваятов эти люди были из рода Бану Лихъян племени Хузайл).

Догнав мусульман, они окружили их. В произошедшей схватке Марсад, Тарик и Ибн Халид были убиты. Асым, вытащив свой колчан, увидел, что у него есть семь стрел, и каждой из этих стрел он убил одного неверующего из тех, что напали на них, а затем сказал: «О, Аллах! В начале этого дня я старался защитить свою религию. Защити же в конце этого дня мои останки от этих неверующих». Многобожники окружили его, а затем убили.

Хубайба и Зейда многобожники захватили в плен и отвезли их в Мекку. Хубейба выкупил род аль-Харис ибн Амир, чтобы убить его. Когда они привели его на открытое место, чтобы убить, он сказал им: «Позвольте мне совершить два ракаата намаза». Они дали свое согласие, и он совершил два ракаата намаза, а затем сказал: «Я бы совершил более долгий намаз, если бы я не знал, что вы скажете: «Хубайб боится смерти и поэтому затягивает свой намаз»». После этого к нему подошел Укба ибнуль-Харис и убил его, пронзив копьем.

«Ваш Господь выбрал для Себя милость»
«О, Абу Талиб! Если бы твой племянник прогнал от себя наших рабов и тех чужаков, которые находятся под нашей защитой, то это возвысило бы его в наших сердцах, мы были бы более покорны ему и стали бы ближе к тому, чтобы подтвердить истинность его пророчества».
06.06.2022
1646

Зейда же купил Сафван ибн Умаййа, чтобы убить его за убийство своего отца. Когда Сафван вывел Зейда наружу, чтобы убить, к нему подошел Абу Суфьян ибн Харб и сказал: «О, Зейд! Хотел бы ты, чтобы здесь на твоем месте оказался Мухаммад, а ты оказался бы рядом со своей семьей?». Зейд ответил: «Клянусь Аллахом! Находясь рядом со своей семьей, я не пожелал бы даже, чтобы в ногу Мухаммад вонзилась колючка, причинив ему страдание». После этого, многобожники убили его.

Некоторые из мунафиков (лицемеров) стали говорить о Хубайбе и его товарищах: «Жаль этих убитых! Они и дома не остались, и не выполнили того, что им поручил их товарищ (имея ввиду посланника Аллаха ﷺ). И тогда в отношении этих мунафиков, Аллах Всевышний ниспослал аят «Среди людей есть тот, чьи (красивые) слова восхищают тебя (о Мухаммад) в земной жизни...» и последующие два аята [Табери, Джамиуль-Байан, 2/182;  Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/219-220].

Фото: elements.envato.com.

Социальные комментарии Cackle