Аллах сотворил бренный мир состоящим из дозволенного и запретного. Мудрость такого разделения заключается в выявлении покорных и смиренных, для которых установления Всевышнего и Его довольство превыше всего. Грехи – это нарушение границ, установленных Всевышним Аллахом. Совершая запретное, человек, в первую очередь, вредит самому себе. В хадисах Посланника Аллаха (мир ему) есть четкое толкование тому, что происходит, когда человек совершает грех.
Черное пятно
Согласно хадису Пророка (мир ему), когда человек совершает грех, на его сердце появляется черное пятно. Естественно, этот хадис не стоит понимать буквально. Он скорее указывает на то, что грехи ложатся пятном на нашу репутацию перед Всевышним, лишая довольства и милости в Ахирате. Грехи «пачкают» нашу душу, делают нас хуже и принижают нашу степень перед Всевышним.
Отношение к греху
Что испытывает человек, совершивший грех? Сожаление, горечь, раскаяние или безразличие и отсутствие каких-либо эмоций? Верующего не определяет то, что он совершает или не совершает грехи, его определяет отношение к содеянному и меры, которые он предпринимает потом для их исправления.
Грех лишает верующего душевного спокойствия, вызывает беспокойство и терзает его изнутри. Он становится для верующего тяжким грузом. Человек со слабым иманом не испытывает подобного или же вовсе не понимает, что он сотворил что-то недозволенное. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) об это сказано:
«Правоверный смотрит на свои грехи, словно сидящий под горой, который боится того, что она упадет на него. Нечестивец же смотрит на свои грехи, как на муху, пролетевшую перед его носом», – и он провел рукой, будто бы отгоняя муху» (Бухари).
Трех часовой шанс
Верующий оступился и совершил ошибку, записывает ли ангел его грех сразу? Согласно хадису, после совершения греховного у верующего есть три часа на раскаяние. Аллах — милостив, его милосердие больше, чем Его гнев. Прощение больше чем наказание. Аллах на стороне верующего, Он не стремится его наказать.
Всевышний хочет, чтобы мы обратились к Нему с искренним сердцем, а прощение не составляет для Него труда. И если мусульманин, совершив ошибку, испытывает раскаяние и сожаление, ослушание Всевышнего для него причиняет боль, Аллах видит его чувства и одаривает Своей милостью прощения этого греха.
«Если мусульманин совершит греховный поступок, то ангелы, наделенные обязанностью записывать грехи, ждут и не записывают их на протяжении трех часов. И если человек совершит покаяние, и попросит прощения у Всевышнего Аллаха, в течение этого времени, то ангелы не запишут этот грех, а в Судный день он не будет наказан за них» (Хаким).
Покаяние и прощение
Если же человек, осознав свою вину и беспомощность перед Создателем, совершил искреннее покаяние и оставил грех, то, по милости Аллаха, он будет прощен.
«Поистине, когда раб Аллаха совершает грех, на его сердце появляется черное пятно, и если он перестает грешить, просит прощения и раскаивается, то сердце его очищается от этого пятна...» (Ахмад).
Грех за грехом
А что если верующий не осознал своего греха и не попросил Господа о прощении? Это указывает на его беспечность, непослушание перед Аллахом. Получается, что он ставит себя и свои желания выше предписаний Всевышнего. Не осознание своего греха ведет к совершению другого греха, и они увеличиваются подобно снежному кому, человек становится просто неспособным отличить запретное от дозволенного.
«...Если же он снова совершает грех, то это пятно увеличивается и может окутать все сердце, и это окутывание, о котором сказал Всевышний Аллах: «Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели» (Ахмад).
Работа над ошибками
Что делать, когда грех совершен? Как стереть свои прегрешения? Помимо раскаяния и испрашивания прощения у Аллаха, нужно совершить благое. Благие поступки стирают грехи. Наша религия направлена на созидание и благо во всем.
Верующему не подобает унывать и находиться в состоянии отчаяния после того, как он оступился, ему не принесет это пользы. В хадисе сказано:
«Будь набожен, где бы ты ни был! Вслед за проступком (грехом) соверши благое, и оно сотрет первое» (Ахмад).
Благие поступки стирают грехи... Более того оцениваются гораздо больше, и если за каждый грех записывается одно прегрешение, то за благое деяние — награда десятикратная, то есть если совершить благо после греха, то верующий остается в плюсе.
«Кто совершит благое хоть на единицу, тому воздастся десятикратно, а возможно, и большим. Кто совершит греховное на единицу, тому это же и вернется или если человек раскаялся и исправился, прощу его» (Муслим).
Стоит также отметить, что есть внешние факторы, которые влияют на то, что грехи прощаются, — это испытания — утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь - за все это могут проститься какие-то грехи, если того пожелает Всевышний.
Вся наша жизнь — игра
Аллаху известны наши намерения, наши мысли, слова и поступки. Грехи остаются между Всевышним и верующим: покаяние — от нас, от Аллаха — прощение. Вся наша жизнь состоит из запретного и дозволенного, из хороших и плохих ходов. Мы сами выбираем, какой ход сделать, а победителя покажет день Судный.
«Все это — ваши дела, они будут все до единого собраны. Затем вы получите за них сполна. Получивший положительный результат пусть восхваляет и благодарит Бога, а получивший нечто иное — упрекает и винит только самого себя» (Муслим).