Фото: Belikova Oksana/ shutterstock.com
Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
لَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ فِي أَحْسَنِ تَقْوِيمٍ
«Мы сотворили человеческий род наилучшим образом, в самом совершенном виде и наделили его самыми прекрасными качествами» (сура ат-Тин, аят - 4).
Поистине, человек создан самым прекрасным образом, будь то в плане материальном, физическом или духовном. Так же, как и во всех творениях Аллаха, в человеке отражается бесконечная мудрость и совершенство Создателя.
الَّذِي خَلَقَ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ طِبَاقًا مَّا تَرَى فِي خَلْقِ الرَّحْمَنِ مِن تَفَاوُتٍ فَارْجِعِ الْبَصَرَ هَلْ تَرَى مِن فُطُورٍ
«Он создал семь небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности. Взгляни еще раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину?» (сура аль-Мульк, аят – 3)
Все созданное Им прекрасно, и человек является венцом Его творений.
Посланник Всевышнего Творца (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Аллах прекрасен и любит все прекрасное» (Фатхуль-Кабир, 1/331).
Всемогущий Аллах, создавший все в прекрасном виде, требует от своих рабов прекрасного исполнения Его повелений, призывая их к прекрасному и благому. Ибо как сказал Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха):
«Всевышний Аллах любит тех, кто выполняет свои дела в лучшем виде» (Мухтаруль Ахадис: 159).
Каким бы не было деяние, оно должно быть прекрасным, ибо красота отображает внутреннюю красоту самого человека. Это истина, которой нельзя пренебрегать, будь то в поклонении, или же любых иных делах.
В пояснениях ко второму аяту суры «аль-Аср», который гласит:
إِنَّ الْإِنسَانَ لَفِي خُسْرٍ
«Воистину, каждый человек в убытке» (сура аль-Аср, аят 2)
Хамди Языр пишет следующее: «Когда человек, имея возможность, не выполняет свою обязанность наилучшим образом. в какой-то степени оказывается в убытке».
Посланник Аллаха сказал однажды: «Если человек совершит поклонение наилучшим образом, правильно выполняя руку' и сажда, его намаз скажет: «Пусть Аллах сохранит тебя так же, как ты бережно отнесся ко мне» А если человек исполнит не надлежащим образом свое поклонение, неправильно выполняя руку и сажда, тогда его намаз скажет так: «Ты потратил меня в пустую, и пусть Всевышний Аллах с тобой поступит также» (Мухтаруль-Ахадис:8).
Человеческая красота находит отражение в его делах и поведении, а соответственно и в настроении. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) будучи приветливым и добрым человеком, порицал тех, кто мог позволить себе ходить с обидой, призывая быть улыбчивыми и доброжелательными.
«Ищите благо среди улыбчивых и приветливых людей» (Ихьяи- Улумиддин, 4/77)
Праведный халиф Умар (да будет им доволен Аллах) наставлял людей: «Когда вы будете посылать своих послов, следите чтоб его красивое имя, сочеталось с его внешней красотой и привлекательностью».
Знатоки фикха, когда возникал вопрос, кому быть имамом, если претенденты обладали одинаковыми знаниями, одинаково хорошо читали Коран, были одного возраста и одинакового уровня богобоязни, отдавали предпочтение тому, кто обладал более привлекательной внешностью. А в качестве доказательства они приводили двести сорок седьмой аят суры «аль-Бакара»:
قَالَ إِنَّ اللّهَ اصْطَفَاهُ عَلَيْكُمْ وَزَادَهُ بَسْطَةً فِي الْعِلْمِ وَالْجِسْمِ
«Он сказал: «Аллах предпочел его вам и щедро одарил его знаниями и статью» (сура аль-Бакара, аят 247).
Несомненно, внутренняя красота находит отражение и во внешности человека, так же, как свет веры и добродушия находит свое отражение на его лице.
Как отметил Алексис Кэррел (Alexis Carrel) в своей книге «Неизвестность по имени Человек», редкая красота, встречающаяся среди пожилых людей, является отражением его внутреннего духовного состояния.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), называя красивыми именами своих внуков, призывал это делать и других. Даже красивое и хорошее имя человека положительным образом влияет на психологию человека.
Как же можно достичь этой красоты, о которых говорилась в аятах Священного Корана и хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)? Можно ли, украсив себя снаружи, добиться внутренней красоты?
Конечно же, если красота не подпитывается изнутри, то и снаружи она долго не просуществует. Поэтому в первую очередь человек должен позаботиться о своей духовной красоте через очищение души. И как сказал один поэт:
Коль не чиста душа твоя,
Уж не поможет тебе баня.
Сперва очистить сердце поспеши,
И лишь потом займись ты телом.
Первым шагом к достижению внутренней красоты является очищение души и чистота намерений человека. Кроме того, чтобы поддерживать свою внутреннюю красоту советуют придерживаться и соблюдать следующее:
Как сказано в одном из аятов Священного Корана:
سِيمَاهُمْ فِي وُجُوهِهِم مِّنْ أَثَرِ السُّجُودِ
«Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах» (сура аль-Фатх, аят 29).
Однажды у Хасан Басри спросили:
- Почему у тех, кто встает ночью на намаз, лицо особенно прекрасно?
На что он ответил:
-Потому что по ночам они остаются наедине со Всевышним, и Милосердный дарит им луч своего света (Ихяи улумутдин: 4/295)
Всевышний Аллах сказал в аяте Священного Корана:
يَا بَنِي آدَمَ خُذُواْ زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ وكُلُواْ وَاشْرَبُواْ وَلاَ تُسْرِفُواْ إِنَّهُ لاَ يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ
«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует» (сура аль-Араф, аят 31) .
Однажды у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) один человек спросил:
- О, Посланник Аллаха! Каждый хочет, чтоб его обувь и одежда были красивыми. Является ли это признаком гордыни?
На что Благословенный Пророк ответил:
- Аллах прекрасен, и любит все прекрасное. То, что ты сказал, относится к красоте. Гордыня же, когда человек, перейдя грань, начинает кичиться перед другими» (Таргиб ва тархиб, 3/567).
Среда обитания человека, ее красота, способна во многом влиять на человека, и в зависимости от ее характера, влияние будет носить либо негативный, либо позитивный оттенок.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Стройте свои мечети так, чтоб в них собиралось много людей, и стройте свои города в красивых местах».
Более того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) советовал обращать внимание и на цвета, которые также оказывают влияние на внутреннее состояние человека:
«Украшайте свою трапезу зеленью, ибо она совместно с произнесенным «Бисмиллях» прогоняет прочь шайтана» (Джамиу-Са’ир: 1/24).
Верующий человек всегда должен стремиться к совершенству, в том числе и в красоте, выраженной, в первую очередь, в его духовном великолепии.
Помните, Аллах прекрасен, и любит все прекрасное.
Islam-Today
Полезная информация? Сделайте, пожалуйста репост на facebook!