Слово «закят» можно перевести с арабском как «очищение». Закят – один из столпов Ислама, основанный на ежегодном пожертвовании части своего имущества в пользу малообеспеченных.
Кто и кому должен выплачивать закят?
Всевышний Аллах говорит:
«Совершайте намаз, выплачивайте закят…» (сура «аль-Бакара», аят 43).
Посланник Аллаха (мир ему) говорит:
«Ислам основывается на пяти столпах - на свидетельстве, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его Посланник, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа к Дому, и соблюдении поста во время Рамадана» (Бухари, Муслим).
Отрицание важности и необходимости выплаты закята верующим ведет к выходу из Ислама. Тот, кто не выплачивает закят, не отрицая обязательности, становится грешником.
Всевышний Аллах говорит:
«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями. В тот день они будут раскалены в огне Геенны, и будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: «Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!» (сура «ат-Тауба», аят 34-35).
Также:
«Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать так лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обернуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура «Алю Имран», аят180).
Ни в одном другом языке нет эквивалента слову «закят». Это не только благотворительность, подаяние или налог. Это и не выражение благодарности. Закят – это все вышеуказанное вместе, а также много больше. Это обязанность каждого обеспеченного мусульманина, вмененная Аллахом, а также средство очищения достатка и залог процветания общества.
В Коране говорится:
«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их…» (сура «ат-Тауба», аят 103).
Закят на самом деле способствует процветанию общества. Приведем некоторые доказательства:
1. Закят, выплаченный с имущества обеспеченного мусульманина, увеличивает благосостояние этого человека. Верующий, имеющий достаточно средств, должен незамедлительно выплатить полагающуюся часть в пользу малообеспеченных, потому что эти деньги ему впредь не принадлежат. Если он удерживает закят, то тем самым лишает свой доход и свое имущество благословения.
2. Закят призван очистить имущество человека, а также очистить его сердце от эгоизма и жадности. Кроме того, закят очищает сердце того, кому он выплачивается, от зависти. Таким образом, обеспеченные мусульмане, которых Всевышний Аллах облагодетельствовал имуществом, помогают малообеспеченным и приближаются к ликвидации в обществе бедности и нищеты.
3. Выплата закята облегчает состояние малообеспеченных слоев общества. Однако будет неправильным для малообеспеченных зависеть от закята.
4. Закят является эффективным средством развития духа социальной ответственности со стороны состоятельных людей и чувства безопасности и соучастия со стороны обездоленных.
5. Закят – это самая совершенная модель взаимоотношений человека и общества. Это убедительное доказательство того, что, хотя Ислам и не препятствует частному предпринимательству, Ислам не приемлет эгоизм и скупость. Это выражение главного посыла философии Ислама, который заключается в нахождении идеального баланса между частным и общественным.
Всевышний Аллах говорит:
«О те, которые уверовали! Указать ли вам на торговлю, которая спасет вас от мучительных страданий? Веруйте в Аллаха и Его Посланника и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура «ас-Сафф», аят 10-11).
Islam-today