Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 24. Разъяснение того, что странствие духовных путников делится на три части
Растолковал я странствие духовных путников,
Рассказал о том, что стало моим странствием.
Это происходит с духовными путниками в духовном странствии,
Ведь такого странствия не имеют сто царей.
Произошло оно от богатства и имущества души,
Украсила она себя духовным знанием.
В каждый миг местом прогулки ее целый мир является,
От земли до небес [простирается] кружение ее.
Путь ее [пролегает] в тех мирах великих,
О которых не знает никто, кроме Творца.
Показывает Истинный (Хак) этому духовному путнику
Все страны вечные и нетленные.
Странствует он по ним,
Дабы сведущим стать о том Царе.
То первое обширно благодаря Аллаху.
Второе странствие лучше него, приди в себя!
О, духовный путник! Путешествуй внутри себя.
Что бы ты ни видел, где бы ни странствовал, оставь это.
Посмотри на страны в душе своей.
Странствуй по ним в беспамятстве многие годы.
Странствие к ла увидь ты до самого илла-Ллах,
Сие есть странствие великое и весьма избранное.
Что бы ты ни искал, приди и ищи в себе.
Говори о том, что открылось [тебе], что увидел ты.
Хранителем тайн мира душ ты являешься.
Другом близким для путников, [следующих к] святыне, ты являешься.
Семь небесных светил, семь земель и семь небес
Заключены в самости твоей благодаря Аллаху.
Трон и покров [земной], сушу и море, низ и верх,
Все ищи в себе с наслаждением и страстью.
Рай и [древо] Туба вместе с духовными существами (руханийан)
В уголке своего сердца тайно узри.
Гурии, дворцы и реки
Все в самости твоей находятся вместе с городами.
Когда совершил ты таким образом странствие второе,
Ищи третьего странствия, о, благочестивый.
Каплю свою соедини с тем океаном.
Те два странствия ограниченны, а это безгранично.
О, духовный путник! Иди без головы и без ног (оставив абсолютно всё – прим. ред.),
Питай любовь, иди к тому страстному влечению.
До тех пор, пока ты привязан к мирской и загробной жизни,
Ты с самим собой пребываешь, от Аллаха оторван.
Доколе [будет длиться] разлука? Давай же ищи соединения!
Доколе [будет длиться] отстраненность? Ищи этой славы!
Без языка приступи к повествованию в разъяснении,
Без стоп по этому пути иди стремительно, о душа!
Кто разыскивает Лейли,
Тот, в конце концов, удостаивается Покровителя.
Беседы и поиски духовных путников,
Несомненно, происходят от любви к Нему.
Все это только ради встречи [с Ним].
Если ты питаешь склонность к чему-то другому, то это некрасиво.
Третье странствие избранным из избранных (хасс аль-хасс) является, а не избранным (хасс).
Второе странствие по сравнению с ним подобно олову (по сравнению со сталью – прим. ред.).
Первое странствие отдельно от них обоих.
Оно есть низшее, а то избранное (второе странствие – прим. ред.) где?
Избранным из избранных является тот духовный путник, который прибыл [к месту назначения].
Все это достижением его странствия является.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017