Кому из людей, соблюдающих свою религию, не приходилось слышать следующие замечания от окружающих: «К чему нужны все эти обряды и ритуалы, почему нужно молиться несколько раз в день, зачем нужно ритуальное омовение, почему это есть можно, а это нельзя, почему нужно одеваться определенным образом? Разве Богу это нужно – почему недостаточно просто веры в душе? Вот я лично верю в душе и считаю, что этого достаточно».
Сторонников подобной теории – «веры в душе», то есть, идеи, что можно придерживаться определенных убеждений, никак не выражая этого внешне, в наше время становится все больше. Чисто по-человечески их, конечно, можно понять, им попросту не хочется утруждать себя – ведь многие религиозные обязанности кажутся современному человеку с его стремлением к упрощению жизни и комфорту, очень обременительными.
Но давайте рассмотрим это утверждение чисто логически. Эти люди считают, что если ты веришь в существование Бога и даже любишь Его, то больше ничего делать не нужно, достаточно самих этих чувств у тебя в душе.
Но ведь человек – существо не только духовное, у нас есть не только душа, но и тело, определенные органы, с помощью которых мы совершаем действия. Мысли и чувства, которые рождаются в нашей душе, мы также обычно проявляем в наших внешних действиях – словах, выражении лица, поступках. Если какой-то человек нам приятен, мы улыбаемся ему, пожимаем ему руку, можем обнять и поцеловать – если это наш друг или родственник. Если мы с кем-то в ссоре, мы не будем с ним здороваться, подходить к нему, у нас на лице выразится недовольство при встрече с ним.
Поступки и слова – это всегда отражение наших чувств. Если наш знакомый, к примеру, вдруг не поприветствует какого-то человека, не подаст ему руки при встрече, мы сразу спросим его – «вы что, поссорились, что случилось между вами?»
Более того, действия и поступки – это доказательства и проявления нашей любви к человеку. Откуда мы знаем, что наши родители нас любят и о нас заботятся? Они всю нашу жизнь подтверждают это своими поступками – в детстве они кормили нас, одевали, лечили, когда мы болели, помогали делать уроки, всю остальную жизнь они продолжают участвовать в нашей жизни, давать советы и наставления. Если мать оставляет ребенка в роддоме и отказывается от него (как иногда случается), вряд ли кто-то поверит, что она его действительно любит.
Как мы сами можем доказать свою любовь к нашим родителям? Если будем их слушаться и следовать их урокам – заботиться о младших братьях и сестрах, уважать старших, быть добрыми и порядочными, трудолюбивыми и честными.
Никому из родителей не придет в голову сказать своему ребенку, когда он прибегает из школы и спрашивает: «Мама, у нас есть что покушать?», - «Знаешь, дорогой, я о тебе очень забочусь в душе, но ты как-нибудь сам все сделай, мне не хочется». Или наоборот, кто поверит сыну или дочери, которые уверяют других, что всегда слушаются родителей, если они на просьбу своей мамы помочь ей помыть посуду, убрать вещи по местам в своей комнате, сходить в магазин, отвечают: «Мама, я тебя, конечно, послушаюсь в душе, но ты сейчас сама это сделай».
Таким же образом проявляются наши отношения с друзьями, соседями, окружающими людьми. Что мы подумаем о человеке, который на просьбу о помощи – к примеру, подать руку упавшему человеку, скажет ему - «знаешь, я так в душе тебе сочувствую, но мне некогда, попроси кого-то еще». Или на просьбу друга одолжить денег до зарплаты, ответит – «Я тебя, конечно, люблю и хочу помочь в душе, но денег тебе не дам, мне их жалко». Это будет выглядеть просто насмешкой и издевательством.
Когда мы голодны, мы готовим пищу и едим – нам не приходит в голову «есть в душе», - ведь мысль о пище появляется у нас тоже в душе, но в питании нуждается наше тело. Если нам холодно – то есть, в голове у нас появляется мысль о необходимости тепло одеться, мы надеваем теплый свитер или пальто, а не говорим себе – «хорошо, я уже в душе оделся». Если человек скажет что-то вроде этого, все сочтут его сумасшедшим.
Все это будет тем более справедливо в наших отношениях с Богом. Если мы утверждаем, что верим в Него и любим Его, мы должны доказать эту любовь на деле. Он ясно указал людям – каких поступков Он ждет от них, если они считают себя верующими. В противном случае, в их религиозности можно легко усомниться.
Если ваши родители просят вас не употреблять спиртное и не курить, а вы, тем не менее, это делаете, кто поверит, что вы – послушный, любящий сын, и вам дороги ваши родные? Тем более, если Всевышний велит людям оставить спиртное и курение, а вы все равно продолжаете это делать, как можно при этом утверждать, что вы истинно верующий и любите Его?
В Коране вера и благие дела всегда ставятся рядом – если человек верующий, он будет совершать дела, подтверждающие его веру:
«Аллах обещал тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду» (5:9).
«Те, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут обитателями Рая и пребудут там вечно. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей» (7:42).
«Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью» (19:96).
«Он (Аллах) отвечает тем, которые уверовали и совершают праведные деяния, и приумножает им из Своей милости» (42:26).
Кто-то из людей, не желающих следовать религии, сейчас нам скажет – а какой смысл в таких-то и таких-то действиях – совершении намаза, омовении, отказе от определенных продуктов? Почему я должен исполнять какие-то непонятные мне обряды?
Но вспомните, что, когда вы были маленьким ребенком, родители тоже далеко не всегда объясняли вам – почему он не разрешают вам что-то делать или, наоборот, зачем нужно делать именно так.
К примеру, если малыш хватает с земли яркий фантик или пуговицу, и тащит в рот, мама тут же бросится к нему и отберет это – а может, еще и шлепнет его по рукам. Будет она разве объяснять ему о том, что есть микробы, которые попадут в организм вместе с грязью, что он может заболеть такими и такими болезнями? Ведь ребенок ее все равно не поймет – но остановить его нужно обязательно, чтобы он не причинил себе вред.
Когда вы приходили с улицы, вас вели мыть руки, потом заставляли есть суп или кашу – которые вам казались невкусными, вы капризничали и просили шоколадку или конфету. Но родители отлично знали, что, если позволить детям питаться одними сладостями, они заболеют.
Более того, вас регулярно водили по врачам, которые могли причинять вам боль и неудобства – делать прививки, брать кровь на анализ, выписывать горькие лекарства. Все это тоже было для вашей пользы, которую вы не всегда понимали.
Ведь Всевышний еще более милостив к людям, чем родители к своим детям – Он любит их и все Его повеления исполнены мудрости, которую мы не всегда понимаем.
«Аллах более милостив к Своим рабам, чем женщина к своему ребенку» (Сахих Бухари, Сахих Муслим).
Все религиозные повеления и запреты, которые Всевышний предписал людям, нужны нам самим, ради нашей пользы, ибо Он Сам не в чем не нуждается. В своем знаменитом труде «Книга мудрости» (Китаб аль-Хикам) шейх Ахмад ибн Атаилля аль-Искандари пишет:
«Всевышний Аллах не нуждается в твоем поклонении, а твои грехи не вредят Ему. Он приказывает и запрещает тебе что-то только для твоей пользы».
Даже с физической, медицинской точки зрения в совершении религиозного поклонения очень много пользы – в наше время это подтверждают врачи. Омовение – как и иные средства личной гигиены - предохраняют человека от болезней; движения, совершаемые во время намаза, укрепляют мышцы человека, снимают утомление и способствуют постоянной бодрости; во время поста из организма выводятся вредные вещества, активизируется работа органов пищеварения. Запрещенные в религии продукты вредны для здоровья, для организма человека (Подробнее: см. «Лучшая диета от пророка Мухаммада (мир ему)»).
Как мы поняли, концепция «веры в душе» оказывается очень странной даже с точки зрения обычной человеческой логики – если человек вздумает руководствоваться ею в обычной жизни (говоря своим близким, что он их любит в душе, но не желая помогать им и следовать их советам и, тем более, если он скажет, что теперь будет есть, пить, одеваться в душе – а не в реальной жизни), его сочтут сумасшедшим или лжецом.
Но почему-то многие люди считают себя вправе относиться таким образом к Богу и к своей вере в Него – говоря, что верят и любят Его, но никак не подтверждая свою веру делами. Совершение определенных действий религиозного поклонения очень полезно для человека даже с физической, медицинской точки зрения – и тем более, с духовной, поскольку мы точно знаем, что наш Создатель бесконечно мудр и желает нам только добра.
Кобулова Анна
Также по этой теме читайте:
7 важнейших советов для новообращенных мусульман
Исламская линия доверия: "Вот уже несколько лет не могу вернуться к намазу..."
Какая обязанность после исполнения фардов для мусульманина является самой главной?