«И прочти (о Мухаммад) им (иудеям и другим людям) историю о человеке (по имени Бальам ибн Баура, который променял духовные ценности на материальные блага), которому Мы даровали Наши знамения (знание религии), а он (отвергнув) отбросил их (подобно тому, как змея отбрасывает кожу). Шайтан (который был бессилен, когда тот был верующим) настиг его, и он стал заблудшим» (Аль-Араф, 175).
По поводу причины ниспослания данного аята существует два риваята, в которых сообщается, что этот аят был ниспослан в отношении Умаййи ибн Абус-Салта или в отношении одного христианского монаха по имени Нуман ибн Сайфи.
1. Абдульмалик ибн Умайр рассказывал, что однажды в мечети Дамаска люди стали обсуждать, в отношении кого был ниспослан данный аят. Один человек сказал: «Этот аят был ниспослан в отношении Бальама ибн Бауры».
Другой человек сказал: «Нет. Этот аят был ниспослан в отношении одного монаха (или Сайфи ибнур-Рахиба)» [Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 3/507].
В это время в мечеть вошел Абдуллах ибн Амр ибнуль-Ас, и тогда люди спросили у него: «В отношении кого был ниспослан этот аят?». Он ответил: «Этот аят был ниспослан в отношении Умаййи ибн Абус-Салта ас-Сакафи» [Табери, Джамиуль-Байан, 9/83].
О том, что данный аят был ниспослан в отношении Умаййи ибн Абус-Салта ас-Сакафи, а также о том, почему в отношении него был ниспослан этот аят, мы узнаем из следующего риваята, переданного от Абдуллаха ибн Амра ибнуль-Аса.
Абдуллах ибн Амр ибнуль-Ас и Зейд ибн Аслям рассказывали: «Этот аят был ниспослан в отношении Умаййи ибн Абус-Салта. Он был одним из тех, кто читал книги предыдущих народов. Из прочитанного он очень хорошо знал, что в это время Аллах Всевышний должен направить к людям пророка.
Однако он надеялся, что этим самым пророком будет он сам. Когда же Аллах Всевышний послал в качестве пророка к людям Мухаммада (с.а.с.), а не его, то он отверг его пророчество, и в связи с этим был ниспослан этот аят» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 157].
Это интересно: Как шутил Посланник Аллаха (ﷺ)
В риваяте, переданном Ибн Асакиром от Ибнуль-Мусаййеба, сообщается, что Умаййа ибн Абус-Салт отправился в Бахрейн, но посланник Аллаха (с.а.с.) получал известия от него.
Прожив в Бахрейне восемь лет, он вернулся обратно и встретился с посланником Аллаха (с.а.с.). Посланник Аллаха (с.а.с.), рядом с которым находилась группа сахабов, призвал его к исламу и прочел ему от начала до конца суру Йа-Син.
Когда посланник Аллаха (с.а.с.) закончил чтение, то Умаййа ибн Абус-Салт, подскочив со своего места, направился к выходу, волоча ногу. Курайшиты прокричали ему вслед: «О, Умаййа! Что скажешь?». Он ответил: «Свидетельствую, что он на истинном пути». Курайшиты спросили: «Хорошо, а ты последуешь за ним?». Он ответил: «Я подумаю».
Затем он отправился в Шам, и после того, как состоялась битва при Бадре, вернулся обратно. Он хотел стать мусульманином, но узнав об убитых в битве при Бадре многобожниках, сказал: «Если бы он действительно был пророком, то не стал бы убивать своих родственников», и передумал принимать ислам. Затем он отправился в Таиф, где и умер.
Потом Саид ибнуль-Мусаййеб сказал: «И тогда в отношении него Аллах Всевышний ниспослал аят: «И прочти (о Мухаммад) им (иудеям и другим людям) историю о человеке, которому Мы даровали Наши знамения (знание религии), а он (отвергнув) отбросил их (подобно тому, как змея отбрасывает кожу). Шайтан (который был бессилен, когда тот был верующим) настиг его, и он стал заблудшим» [Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 3/609; Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 9/111].
2. В риваяте Ибн Абу Хатима, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Нумана ибн Сайфи ар-Рахиба.
Во времена джахилии этот человек, надев рясу, стал монахом. После того, как посланник Аллаха (с.а.с.) переселился в Медину, он тоже приехал в Медину, и, встретившись с посланником Аллаха (с.а.с.), спросил у него: «О, Мухаммад! Что ты принес (людям)?».
Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: «Я принес людям религию Ибрагима, которой является единобожие». Нуман сказал: «Я тоже следую этой религии». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ему: «Нет, ты не следуешь этой религии. Ты прибавил к ней то, чего в ней нет». Нуман сказал: «Пусть Господь умертвит в полном одиночестве того из нас, кто лжет».
После этого он отправился в Шам, и оттуда он отправил мединским мунафикам сообщение, в котором говорилось: «Вооружайтесь и заготавливайте оружие для войны с Мухаммадом». Сам он отправился к императору Византии, чтобы попросить у него дать ему войско, чтобы изгнать посланника Аллаха (с.а.с.) из Медины.
Однако, не достигнув желаемого, он умер в Шаме в полном одиночестве, всеми брошенный и забытый. И этот аят был ниспослан в отношении него [Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 9/111-113].