С данным вопросом связан следующий смысловой перевод аята:
«Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там (райские плоды) вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников».
Всевышний Аллах позволил почтенному Адаму войти в рай. Он мог жить, где пожелает, и есть, все что пожелает, в любом количестве. Рай, упомянутый в данном аяте, подразумевает собой: рай, который, согласно достоверным словам, приготовлен для верующих и является местом награждения. Необходимо также знать, что рай и ад в настоящее время уже созданы. Таким является мнение мазхаба ахли сунны. Аяты Священного Корана и хадисы Пророка (ﷺ) также свидетельствуют об этом. Слова аята «…и не приближайтесь к этому дереву» являются проверкой и испытанием Адама Всевышним Аллахом. По вопросу, что это было за дерево, существуют разногласия. Есть множество преданий о дереве, плоды которого были запретны для Адама (мир ему!).
Как приводится от Ибн Аббаса и Абу Бакр Сиддика (да будет доволен ими Аллах!), это было пшеничное дерево. Есть те, которые говорят, что это была пальма, камфорное дерево, дерево Хулд, с которого ели ангелы, инжирное дерево. Однако, согласно преданию, которое приводится от Абу Алия, у того, кто ел плоды этого дерева, портилось омовение, и им было сказано, что, поскольку такое не дозволено в раю, то, если они попробуют плоды этого дерева, они будут выведены из рая. По этому вопросу Ибн Джарир говорит следующее: «Адаму и его супруге было запрещено есть в раю плоды одного дерева. Но они попробовали этот плод. Нет никакой информации о том, какое это было дерево. Потому что Аллах не дал никаких доводов относительно этого в Священном Коране, и в достоверной сунне также нет сведений об этом. Сообщалось, что это было пшеничное, виноградное, инжирное дерево. Возможно, было одно из них. Но, так же как в знании есть польза для знающего, так и в незнании нет никакого вреда».
Всемогущий Аллах говорил почтенному Адаму и его супруге о том, что, если они приблизятся к этому дереву, они будут беззаконниками. Потому что самым большим злодеянием нафса является непокорность Аллаху. А нафс не получит большего вреда, чем от своего греха. Разве может быть еще большего злодеяния, чем переход границ, установленных Аллахом, несмотря на то, что Он наделил тебя всем необходимым, при этом, не ожидая от тебя ничего?
Если бы приближение к этому дереву не было ошибкой, Адам (мир ему!) нарушил бы свою защищенность Всевышним Господом от грехов и совершил бы злодеяние. Но в данном случае:
«Он запамятовал, и Мы не нашли у него твердой воли (то есть он не совершил это преднамеренно)». Согласно смыслу аята Священного Корана, Адам (мир ему!) был прощен за свою забывчивость и его приближение к дереву не нарушило его невиновности.
Всевышний Аллах говорит следующее: «Шайтан же побудил их (Адама (мир ему!) и Хавву (да будет доволен ими Аллах!) споткнуться о него и вывел их оттуда, где они находились. И тогда Мы сказали: «Низвергнитесь и будьте врагами друг другу! Земля будет для вас обителью и предметом пользования до определенного срока (до вашей смерти)».
Мы должны долго размышлять над этим аятом Священного Корана и остерегаться грехов. Потому что в данном аяте есть угроза относительно того, что нужно избегать совершения грехов. Ибо по причине совершения греха наш отец Адам (мир ему!) был выведен из рая и отправлен на землю, а шайтан был проклят и изгнан из-за своей зависти и высокомерия. Так же, как шайтан останется жалким и презренным до судного дня, так он в конце и останется в вечном аду.
«В конце концов, шайтан побудил их к этому». Это означает, что он сбил их с прямого пути, приблизив к запретному дереву. Другими словами, по этой причине шайтан подтолкнул их к совершению ошибки.
Согласно данному мнению, это можно понять и так, что, став причиной их отдаления и выхода из рая, он отдалил их от рая. Эта ошибка почтенного Адама была сделана не в виде нарушения запрета Аллаха, а виде простительного запрета. Использование в аяте слова «ошибка» по отношению к почтенному Адаму является доказательством того, что слово «ошибка» может быть использовано относительно пророков. Некоторые толкователи Корана говорят следующее: «Так же, как в отношении них не может быть использовано слово «неповиновение», так же не может быть использовано и слово «ошибка». Но можно сказать, что они совершили менее добродетельный поступок и оставили лучшее деяние. По этой причине Аллах вывел их. Что касается нас, Аллах посредством них воспитывает и велит нам быть послушными».
Islam-Today
Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.