Щедрый человек это тот, кто делится с другими теми благами, которые даровал ему Аллах Всевышний.
Скупой же это тот, кто не делится с другими этими благами, считая, что они принадлежат исключительно ему.
Между этими двумя типами людей существует разница не только в глазах остальных людей, но так же и перед Аллахом Всевышним.
В одном из хадисов восхваляющем щедрых людей и порицающем скупых, говорится: «Щедрость – это дерево, корни которого произрастают из Рая. Человек, ухватившийся за одну из ветвей этого дерева, обязательно достигнет Рая, из которого произрастают его корни. А жадность – это дерево, корни которого находятся в Аду. И тот, кто ухватится за одну из ветвей этого дерева, в конце концов, окажется в Аду, откуда оно и произрастает».
Сообщается так же, что внук посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) – Хасан (радыйаллаху анху) говорил: «Раб, должен брать пример щедрости с Аллаха. Так же как Аллах дарует ему блага, так и он должен делиться этими благами с другими, считая своей обязанностью доведение этих благ до нуждающихся».
Примером жадности может служить Карун, являвшийся одним из членов общины Мусы (алейхи салям). Свою жадность он оправдывал следующим образом, говоря: «Этот капитал я нажил благодаря своим способностям и упорному труду, и не обязан никому ничего давать».
В Коране Аллах Всевышний привел Каруна в качестве примера жадности, и предупредил нас, сказав: «Остерегайтесь быть жадными как Карун, которого поглотила земля, вместе с его богатством».
Поэтому тот, кто скупится, тот похож на Каруна, а тот, кто проявляет щедрость, тот похож на посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям).
Сообщается, что однажды одна бедная женщина отправила подарок Айше (радыйаллаху анха). Айша не приняла этот подарок и отправила обратно. Узнав об этом, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) спросил: «О, Айша! Почему ты не приняла подарок, а отправила его обратно?». Айша ответила: «Женщина, которая отправила мне этот подарок, более нуждающаяся, чем я». В ответ на это посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Прими подарок, преподнесенный тебе, а затем в ответ подари большее. Таким образом, ты окажешь помощь человеку, и в то же самое время выкажешь ему свою любовь и уважение».
Наш Господь – щедр, видя в человеке присущего Ему атрибута щедрость, Он любит этого человека, воздает ему за его щедрость, дарует ему баракят, и уменьшает трудности в зарабатывании средств существования. Жадных же наш Господь не любит, уменьшает баракят в их имуществе, и ниспосылает им трудности в заработке.
Islam-Today