Если спросить: «Чего сегодня больше всего не хватает людям?», – правильным ответом будет: «Скромности». Её отсутствие слишком очевидно. Ибо многие беды, которые настигают человечество, начинаются со спеси. Она же причина неверия и заблуждений:
«О, сыны Адама! Если к вам придут посланники из вашей среды, читая вам Мои аяты, то всякий, кто станет богобоязненным и исправит свои деяния, не познает страха и не будет опечален. А те, которые сочтут ложью Мои знамения и превознесутся над ними, станут обитателями Огня и пребудут там вечно» (А'раф, 35-36).
То есть отказ от скромности, являющейся основой высокой нравственности, автоматически ведёт к высокомерию, заносчивости, а это, в свою очередь, – к унижению (из-за совершения грехов). Ведь именно высокая нравственность обозначена короной венца творений. Обратное же опускает его достоинство ниже животных.
Современные тенденции направлены на раскрепощение людей, избавление их от скромности, словно это то, чего стоит стыдиться. Как итог: люди вовсе потеряли стыд и моральные границы. Каждый, думая, что он стал свободнее, на самом деле становится униженным рабом своих страстей.
Обладая скромностью, человек крепко держал их бразды в своих руках, будто контролируя дикого хищника на цепи. Теперь же страсти (неуёмные желания) сами оседлали его и спешно гонят, не различая добра и зла, к пропасти. Отсюда упадок нравственности в обществе, а это – великая беда для человечества! Стало быть, прежде необходимо понимать, что из себя представляет настоящая свобода.
Идея раскрепощённости прямо противоречит ценностям ислама, так как она, в первую очередь, подразумевает низкий уровень самокритики человека. Значит, он становится неспособным учиться и совершенствоваться. Зачем совершенствоваться, когда он и так считает себя прекрасным, а недостатки и пагубные наклонности – это его индивидуальные черты личности?
Верующие, наоборот, всегда скромны и испытывают стыд за нравственные недостатки, которые противоречат морали его религии. Ведь посланник Аллахаﷺ указал, что скромность является отличительной особенностью ислама: «У каждой религии есть своя особенность, и особенностью ислама является скромность» (Бухари).
Так же он говорил: «Я был послан для того, чтобы довести до совершенства благородный нрав» (Байхаки).
Потому мусульмане стремятся исправляться, совершенствоваться. Достигнув одной степени, тут же приступают к достижению другой. В процессе же самовоспитания, они стараются скрывать изъяны своей нравственности, грехи. И Всевышний сказал:
«Рабы Милостивого – это те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, отвечают «Мир!» (Салям – прекрасные слова)» (Фуркан, 63).
Верующие познали, что путь к успеху и духовному росту лежит через скромность, подобно тому, как и семя произрастает, только когда скрывается в земле. Таково предопределение Господа. Других путей для достижения Его довольства – успеха, не существует.
Из-за отсутствия скромности в людях, они стали видеть для себя недостойным даже общение с человеком, работающим, например, уборщиком. А ведь, если поразмыслить, уборщик – это тот, кто скрывает их же недостатки (убирая за ними грязь). Но, когда люди заняты своей персоной, то, конечно, им не доступны эти истины.
Ислам раскрывает совсем иные грани нравственности, которые заставляют удивляться столь тонкому восприятию вещей обладателями высокой морали. Так, рассказывается, что однажды Ахнаф бин Кайс (р.а.) вместе со старейшими из арабов отправился навестить правителя правоверных – халифа Умара (р.а.). Они застали его бегущим куда-то, приподняв подол и засучив рукава своей одежды. Увидев Ахнафа, Умар сказал:
– Пойдём, поможешь мне. Убежало животное, принадлежащее государству. Известно ли тебе, права скольких есть в этом животном!
В это время подбежал человек и сказал:
– Зачем же Вы так мучаете себя? Наймите какого-нибудь раба, который отловит этого верблюда вместо Вас.
На это халиф Умар (р.а.) ответил:
– Разве есть раб лучше, чем я? (Из книги «На пике цивилизаций», стр. 327)
Скромность и величие Умара заключалась в том, что он никогда не позволял себе забывать, что является рабом Всевышнего. Говоря: «Разве есть раб лучше, чем я?», – он придаёт ещё более глубокий смысл своему положению. Он заявляет, что он не просто раб, а раб рабов! Да, он был прекрасным правителем, потому как не искажал суть этой должности, утопая в возможностях предоставленной роскоши – власти. Так работает скромность: возвеличивает своего обладателя навечно в обоих мирах. Надменность же не приносит ничего, кроме кратковременного самообмана, ненависти людей и гнева Аллаха.
Айна Замаева