Человек лучше всех остальных знает, какой он есть на самом деле. Больше него о нём известно только его Создателю. Поистине, тайна – великое благо для людей. Ведь если бы всем всё было известно друг о друге, многие не пожелали бы даже видеть друг друга по причине всего того дурного, что есть в каждом грешном человеке.
Одно из имён Аллаха – ас-Саттару, что означает «Покрывающий». Господь по своей милости и мудрости, являющимися Его величием, приемлет раба со всеми его недостатками и многое скрывает от остальных творений.
Скрывать чужие ошибки велено и верующим. Причём даже от своих собственных мыслей, избегая дурных предположений о людях, основанных на слухах или домыслах:
«О, те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата (тут сравнение со сплетнями)? Отвратительно вам это! Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (Худжурат, 12).
Следует обратить внимание на то, что аят завершается не предупреждением о наказании за сплетни, а напоминанием о великодушии Господа. Потому что, пока одни судят о совершённых или надуманных ими же грехах людей, Всевышний, быть может, прощает их благодаря покаянию. И как говорили об этом мудрецы: «Никогда никого не осуждай! Ведь грех тебе его известен, а покаяние нет».
Все люди равны перед Ликом Всевышнего, так как все они Его рабы, и Он наделил каждого правами и честью. И если всё остальное остаётся между человеком и Господом, то эти два блага – право и честь – между людьми: когда кто-то совершает грех, относящийся только к нему, Аллах может простить его, но, когда кто-либо задевает право или честь другого раба Всевышнего, его участь будет зависеть от того, кого он обидел.
Пророк ﷺ сказал: «Бойтесь мольбы притесняемого, даже если он является неверным, ибо между его мольбой и Аллахом нет преграды!» (Ахмад 3/153);
«Сплетни хуже, чем зина (прелюбодеяние)! Если человек, совершивший зина, раскается, Аллах простит его, а сплетник не будет прощён, пока его не простит тот, о ком он сплетничал» (Табарани).
Это общее положение между всеми людьми, но относительно мусульман дело обстоит ещё более серьёзно, ибо сказано Пророком ﷺ: «Кровь, имущество и честь любого мусульманина являются запретными (харам) для другого мусульманина» (Муслим); «Оскорбление мусульманина станет причиной большого убытка человека, несмотря на совершённые им намазы, посты и другие виды поклонений!» (Риядус-салихин, 218). И, наоборот: «Если человек будет защищать честь мусульманина, то обязанностью Аллаха станет защита его самого от адского пламени в Судный День» (Тирмизи).
Судить плохо о людях и допускать перерастания этого в сплетни, клевету, которые, распространяясь, очернят чью-то личность – очень скверно. Это подобно несмываемому пятну на одежде, которое всегда остаётся, несмотря на многочисленную стирку и её чистоту.
Оскорблённому будет тяжело находиться в таком обществе даже после того, как его оправдают, и спустя время после неприятных событий. Ему захочется уехать туда, где его никто не знает, начать новую жизнь. Вот так плохие слова некоторых губят человеку всю жизнь. А сердца соучастников сплетен о нём никогда не избавятся от тяжкого морального груза перед ним. Поэтому посланник Аллаха ﷺ повелевал своим сподвижникам: «Пусть никто из вас не доносит до меня ничего о том, что касается ошибок и погрешностей других людей! Ведь к каждому из вас я желаю выходить с чистым сердцем!» (Абу Дауд, Адаб, 28/4860).
Бывает так, что чьи-либо действия вызывают возмущение и действительно заслуживают порицания. Но часто такое обстоятельство оборачивается сплетнями, когда возмущающийся начинает говорить о недостатках человека другим людям.
Это может быть вызвано его желанием просто выговорится, однако истина будет в том, что личные проблемы отношений двух людей станут достоянием посторонних. И если их проблема и решится, то плохое мнение о том, о ком выговаривался возмущённый, обязательно останется в сердцах, разделявших с ним его разговоры.
Мусульманам же, чтобы не оказаться в числе тех, кто способствует вхождению в грех сплетни расстроенного человека из-за нахлынувших его эмоций, следует помнить: «Одна из отличительных черт истинно верующего – оставление того, что его не касается» (Ахмад).
То есть, не стоит человеку слушать разговоры, тема которых не приносит ему пользы и не относится к нему. А если кто-то видит, как единоверец осознанно или по забывчивости переходит границы Аллаха, необходимо напомнить ему или отстраниться от него, как сказал Аллах Табаракя ва Та’аля: «…но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Маида, 2); «Когда слышат они пустые речи, то отстраняются от них» (Касас, 55). Будьте осторожны в том, чтобы не стать причиной чьей-то печали.
Айна Замаева