Болезни нафса и методы их лечения: убежденность в собственном спасении
Одной из болезней нафса является убежденность человека в собственном спасении от наказания Аллаха и в своем гарантированном вхождении в Рай. Человек с такой убежденностью стучит в двери спасения и вечного довольства, считая, что все его намазы, дуа, тасбихи и зикры приняты Всевышним Аллахом. Однако из-за его грехов и упущений эта дверь прочно закрыта для него, а он, несчастный, об этом даже не подозревает.
Хусейн ибн Яхья рассказал мне одну историю, которую он услышал от Масрука. В этой истории говорится о том, как однажды Раби'а аль-Адавия проходила мимо собрания, на котором Салих аль-Мурри (да помилует их всех Аллах) говорил собравшимся: «Дверь откроется тому, кто усердно стучится». Услышав эти слова, Раби'а аль-Адавия сказала Салиху:
«Дверь открыта, но ты бежишь от нее! Если ты сходишь с пути после первого шага, как же хочешь достичь своей цели?
Если раб позволяет своему нафсу бегать за похотью и порочными желаниями, сможет ли он излечить ее от болезней? Если он не может уберечься от многочисленных страстей, как же он хочет спастись от бесполезных и пустых желаний?»
Мухаммад ибн Ахмад ибн Хамдани поведал мне слова одного мудреца, которые дошли до него по цепочке от Мухаммада ибн Исхака ас-Сакафи, от Ибн Аби ад-Дунья. Эти прекрасные слова звучат следующим образом: «Пока у тебя есть недостатки (упущения), не думай, что душа твоя найдет успокоение. И пока ты несешь на себе бремя греха, никогда не будь уверен в том, что избежишь наказания и попадешь в Рай».
Средство исцеления
По мнению известного исламского ученого Сари ас-Сакати (772-867), метод лечения этой болезни заключается в следовании прямым путем, употреблении в пищу только чистых, халяльных продуктов и в устремлении к Всевышнему Аллаху посредством богобоязненности и добрых поступков.
Му'аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) сказал: «Верующий не избавится от страха (перед наказанием Аллаха) и не успокоится его сердце, пока он не перейдет через мост над Адом и не оставит его позади себя».
Уместным будет привести здесь также следующее изречение Хариса аль-Мухасиби (да помилует его Аллах): «Мы считаем себя богобоязненными и чистыми (от прегрешений). Однако, возможно, мы – грешники и нечестивцы. Как нам быть уверенными, что мы не такие? Ведь каждый день мы лишь прибавляем совершаемые нами злые поступки, высокомерие и эгоизм к грехам, совершенным нами в прошлом».
Из книги «Болезни нафса и методы их лечения»
Читайте также:
-
В Судный день разберемся
В то время как в среде мусульман слабые и незащищенные должны были бы быть для остальных, более благополучных верующих, объектом их поддержки и опеки, они наоборот становятся жертвами несправедливости и гнета. Всевышний Аллах во многих аятах говорит, что не направляет по истинному пути тех, кто является несправедливым. Причинение другому зла, обиды или неприятности – один из худших грехов
-
Прелюбодеяние - самое большое социальное бедствие
Ислам повелевает бракосочетание и запрещает прелюбодеяние. Даже запрещено то, что может привести к прелюбодеянию. Аллах Всевышний сказал в Коране: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем» (аль-Исра 17/32).
Этот аят запрещает любое приближение к прелюбодеянию, запрещено даже думать об этом и представлять это в воображении, так как прелюбодеяние разрушает семейные устои, ведет к снижению деторождаемости, становится причиной распространения венерических заболеваний...
-
«2 ракаата намаза, совершенные женатым человеком, лучше, чем 70 ракаатов намаза, совершенных холостяком»
Жизнь в одиночестве противоречит естеству человека, поэтому в Исламе нет места монашеству и обету безбрачия. В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил:
-
Обладаете ли вы качеством, которое приводит человека в Рай?
Только обретая это качество, человек способен отделять белое от черного, дозволенное от запретного и проживать свою жизнь по предписаниям Всевышнего. В Коране сказано:
-
5 причин, по которым вы несчастливы в браке
Мы выходим замуж и женимся на тех людях, которых искренне любим, уважаем и ценим. Казалось бы, все должно быть хорошо, совместная семейная жизнь должна идти как по маслу, в счастье и согласии, но почему не все пары живут в счастливых браках? Какие причины являются главными препятствиями к успешному браку?
-
Кому пророк Мухаммад (ﷺ) отдавал свою старую одежду?
Одеяние является милостью Аллаха человечеству, которое не даровано ни одному другому созданию. Аллах Субхану ва Тааля сказал об этой милости в Коране: «О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших срамных мест и украшения. Однако одеяние из богобоязненности лучше. Таково одно из знамений Аллаха. Быть может, они помянут назидание» (7:26).
-
Праведники о достоинстве размышлений
В Коране Всевышний Аллах не раз упомянул «разумеющих», которые зрячи к знамениям Аллаха и не являются из числа беспечных. В суре «аль Бакара» («Корова») говорится: «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих»
-
Добро порождает добро
Иногда собственные неудачи и блага людей, которые получают их с видимой стороны незаслуженно, побуждают некоторых к мыслям, что успех обусловлен уровнем наглости и хитрости человека, что нравственность – это изжиток прошлого, тормозящий преуспевание в мирской жизни.