«Болезнь ли неверия в их сердцах?»: история ниспослания аята

Фото: kamomeen/ shutterstock.com

Фото: kamomeen/ shutterstock.com

وَيَقُولُونَ
آمَنَّا بِاللَّهِ وَبِالرَّسُولِ وَأَطَعْنَا ثُمَّ يَتَوَلَّى فَرِيقٌ مِّنْهُم مِّن بَعْدِ
ذَلِكَ وَمَا أُوْلَئِكَ بِالْمُؤْمِنِينَوَإِذَا دُعُوا إِلَى اللَّهِ وَرَسُولِهِ
لِيَحْكُمَ بَيْنَهُمْ إِذَا فَرِيقٌ مِّنْهُم مُّعْرِضُونَوَإِن يَكُن لَّهُمُ الْحَقُّ
يَأْتُوا إِلَيْهِ مُذْعِنِينَأَفِي قُلُوبِهِم مَّرَضٌ أَمِ ارْتَابُوا أَمْ يَخَافُونَ
أَن يَحِيفَ اللَّهُ عَلَيْهِمْ وَرَسُولُهُ بَلْ أُوْلَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ

«[Лицемеры] Говорят: «Мы уверовали в Аллаха и Посланника [Мухаммада] и подчиняемся [их решениям]». Но после этого часть их отворачивается [от веры]. Они – неверующие. И когда их призывают к Аллаху и Его Посланнику [который доводит до людей решения Аллаха], чтобы он рассудил их, часть из них отворачивается. Если бы они были правы [и понимали это], то послушно пришли бы к нему. Болезнь ли [неверия] в их сердцах? Или же они сомневаются [в пророчестве Мухаммада]? А может, они боятся, что Аллах и Его Посланник обойдутся с ними несправедливо? Нет же! Это они – несправедливые [потому что отворачиваются от веры]!» (Ан-Нур, 47).

В одном сообщении, приводимом Ибн Абу Хатимом среди мурсаль-хадисов аль-Хасена, он повествует следующее: “Один человек, когда у него возникали разногласия с другим человеком и, чтобы разобраться в этом вопросе, его звали пойти к Пророку ﷺ, соглашался на это, если твердо знал, что Пророк ﷺ примет решение в его пользу.

Но если он знал свою неправоту и хотел нарушить права противной стороны, то в этом случае он отказывался идти, когда его звали к Пророку ﷺ, чтобы он рассудил их. Он говорил: “Нет, пойдем не к нему, а к такому-то”. Вот после этого про него (или про таких, как он) Аллах Всевышний низвел этот аят.

Некоторые муфассиры еще более конкретизируют данные обстоятельства и говорят, что этот и следующий аяты были ниспосланы о мунафике Бишре и об одном иудее. Между ними возник имущественный спор по поводу одного земельного участка. Иудей старался притащить Бишра к Расулюллаху ﷺ, чтобы он рассудил их. Мунафик же хотел, чтобы они пошли к Каʼбу ибн аль-Ашрафу, и говорил: “Мухаммад будет к нам несправедлив”.

Фото: Andrew V Marcus/ shutterstock.com

Фото: Andrew V Marcus/ shutterstock.com

В конце концов, иудей настоял на своем, и они пришли к Пророку ﷺ и изложили свои притязания. Посланник Аллаха ﷺ  вынес решение в пользу иудея. Однако мунафик, не согласившись с решением Пророка ﷺ, заявил: “Давай, пойдем еще к ‘Умару, изложим свои претензии и его попросим вынести решение”.

Иудей согласился и на это. Они пришли к хазрати ‘Умару, изложили свои претензии друг к другу. Между тем, иудей сказал достопочтенному ‘Умару: “Пророк ﷺ уже вынес решение в мою пользу, но этот человек не согласился с его решением”.

Хазрати ‘Умар спросил у мунафика: “Так было дело?”

Когда тот ответил “да”, он попросил их немного подождать, а сам вошел к себе в дом и вышел оттуда, опоясавшсь мечом. Он тут же отрубил мунафику голову и сказал: “Таково мое решение относительно того, кто не согласен с решением Расулюллаха ﷺ”. И вслед за этим Всевышний Аллах ниспослал этот аят.

После такого поступка хазрати ‘Умара, Джабраиль сообщил: “Умар рассудил между истиной и ложью”. После этого достопочтенный ‘Умар получил прозвище “аль-Фарук”. 

Можно ли обвинять кого-то в неверии?

Из книги "Асбабун-Нузуль"

Социальные комментарии Cackle