Фото: elements.envato.com, автор: towfiqu98
НАЧАЛО: Счастливые избранницы Пророка ﷺ: кому было суждено стать женами Любимца Аллаха?
Большинство браков Посланника Аллаха ﷺ имело свои политические и общественные мотивы и было заключено им для того, чтобы укрепить новое исламское общество, образованное внутри общественной структуры того времени.
В те времена родственные отношения, сформированные брачными узами, являлись важнейшим средством укрепления дружеских отношений между племенами и представителями различных религий.
Например, на шестом году по хиджре Посланник Аллаха ﷺ отправил войско под предводительством Абдуррахмана б. Ауфа в город под названием Думат аль-Джандаль, являвшийся тогда торговой столицей Северной Аравии. Он повелел Абдуррахману б. Ауфу передать обещание жениться на дочери вождя племени Кальб, если они примут ислам. Абдуррахман б. Ауф выполнил его повеление.
Счастье верующих: брак как источник покоя и гармонии
Джувайрийа бинт Харис также была одной из тех женщин, на которой женился Посланник Аллаха ﷺ с целью распространения и укоренения ислама. Джувайрийа была дочерью Хариса б. Абу Дирара, являвшегося вождем рода Мусталик, который принадлежал к племени Хузаа.
Когда ее племя готовилось к сражению с мусульманами, мусульмане резко напали и победили их, вследствие чего она была доставлена в Медину вместе с сотнями пленных. Позднее Джувайрия попала в руки Сабита б. Кайса или же его двоюродного брата. Позднее они вместе с Сабитом б. Кайсом определили выкуп за ее свободу. Тем временем она отправилась к Пророку ﷺ с просьбой, чтобы он помог ей с выкупом, и рассказала, кем она является.
Посланник Аллаха ﷺ заплатил выкуп и сделал ей предложение о замужестве. Джувайрия приняла его предложение и вышла за него замуж. После этого мусульмане признали сынов Мусталика в качестве родственников Пророка ﷺ и безвозмездно отпустили на свободу всех пленных. В итоге вождь этого рода Харис б. Абу Дирар, а также большая часть его племени приняли ислам.
Отсюда следует, что главная цель женитьбы Пророка ﷺ на Джувайрии заключалась в том, чтобы приблизить это племя к исламу.
Фото: Rawpixel / elements.envato.com/ru
По схожей причине Посланник Аллаха ﷺ взял в жены Сафию бинт Хояй. Сафия была дочерью вождя рода Бану Надир, исповедовавших иудаизм. Сначала она была женой знатного человека из этого племени по имени Саллам б. Мишкам, а разведясь с ним, вышла замуж за поэта по имени Кинана б. Раби.
Несмотря на то, что племя Бану Надир обещало Пророку ﷺ не сотрудничать с курайшитами, не предпринимать каких-либо действий против Посланника Аллаха ﷺ и охранять Медину при любых обстоятельствах, они нарушили свое обещание и были изгнаны в Хайбар.
Второе замужество Сафии произошло за несколько дней до того, как мусульмане завоевали Хайбар. Сафия, потерявшая мужа во время завоевания Хайбара и оказавшаяся в числе пленников, попала в руки Дихйи б. Халифа. Однако большая часть сподвижников посчитала, что Сафия должна быть передана Пророку ﷺ, ибо она принадлежала к числу знатных людей среди Бану Надир. Посланник Аллаха ﷺ дал ей свободу, после чего женился на ней.
Сафия была хорошей женой Пророка ﷺ, однако то, что она имела иудейские корни, становилось причиной недовольства со стороны других жен Посланника Аллаха ﷺ, когда они ревновали. Однажды праведная Айша и досточтимая Хафса сказали в адрес Сафии несколько унизительных слов, чем сильно обидели ее.
Два вида развода, которые отменил ислам
Она рассказала об этом Посланнику Аллаха ﷺ, на что он сказал следующее: «Тебе нужно было ответить: «Как вы обе можете быть выше меня? Мой муж - Мухаммад, отец - Харун, а дядя -Муса!»
Супружество Пророка с Маймуной бинт Харис, принадлежавшей к племени Амир б. Саасаа, которое являлось могущественным племенем Аравии, также принесло некоторые результаты в политических вопросах. До ислама Маймуна была женой Масуда б. Амра ас-Сакафи. После развода с ним она вышла замуж за Абу Рухма б. Абдульузза.
Однако через некоторое время ее муж погиб. Она рассказала об этом своей сестре Умму Фадль Лубабе и выразила свое желание выйти замуж за Пророка ﷺ. Досточтимый Аббас, являвшийся мужем ее сестры, сообщил Пророку ﷺ о желании Маймуны (в некоторых преданиях говорится, что это сделал Джаафар б. Абу Талиб).
Фото: HumbaFrame / elements.envato.com/ru
В седьмом году по хиджре, когда Пророк ﷺ готовился к совершению умры, он попросил своего дядю, досточтимого Аббаса, который жил в Мекке, сообщить Маймуне о его намерении вступить с ней в брак. Когда эта весть дошла до Маймуны, она сообщила о том, что дарит себя Пророку ﷺ и не требует от него выплаты махра.
Тогда был ниспослан следующий аят:
«О Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты передал их махр, и невольниц, которыми Аллах одарил тебя, а также дочерей твоих дядей по отцу, дочерей твоих теть по отцу, дочерей твоих дядей по матери, дочерей твоих теть по матери, которые переселились вместе с тобой, а также (любую) верующую женщину, которая вручит себя Пророку, если Пророк пожелает жениться на ней. (Последнее дозволено) только для тебя, а для (других) верующих – нет» (Ахзаб, 50).
Благодаря данному аяту этот брак получил одобрение.
После данного супружества делегации из племени Амир б. Саасаа прибыли в Медину и встретились с Посланником Аллаха ﷺ, в результате чего они приняли ислам. Маймуна была последней женщиной, на которой женился Посланник Аллаха ﷺ.
Из книги «Брачный союз в свете хадисов»