Под бесконечными желаниями здесь подразумевается стремление к долгой жизни без использования слов «иншаАллах» и при отсутствии намерения совершать благие деяния. Стремление к долгой жизни несет в себе четыре опасности для человека:
а) Проявление небрежности в поклонении не смотря на наличие сил, а также откладывание поклонения на потом.
б) Откладывание покаяния на потом, и полный отказ от поклонения.
в) Очерствение сердца из-за того, что человек не задумывается о смерти и о том, что будет после нее.
г) Страсть к накоплению мирских благ, вследствие чего мирская жизнь полностью поглощает человека и в результате он отворачивается от ахирата.
Человек страстно желающий прожить долгую жизнь, из-за страха перед болезнями и старостью, постоянно занят накапливанием материальных средств. Некоторые стараются накопить столько денег, чтобы им хватило на десять, пятьдесят или большее количество лет.
Однако шейхи тасаввуфа говорили, что нет ничего предосудительного в том, если человек сделает годовой запас продуктов, необходимых для обеспечения питанием своей семьи, и этот человек не выйдет за рамки таваккуля (упования на Аллаха).
Данное мнение основывается на риваяте, в соответствии с которым посланник Аллаха ﷺ сделал годовой запас продуктов для своих жен (Бухари, Нафакат, 3).
Поэтому некоторые из факихов отнесли годовой запас продуктов питания к насущным потребностям человека, и не считали это богатством. Тогда как наиболее достоверным среди факихов мнением является то, в соответствии с которым если человек обладает продуктами питания в количестве превышающем месячный запас, то такой человек считается богатым.
Для человека у которого нет семьи и который живет один, нет ничего предосудительного в том, чтобы иметь запас продуктов питания на сорок дней. Однако наличие запасов, превышающих это количество, уже будет свидетельствовать на отсутствие таваккуля (упования). Здесь под таваккулем подразумевается упование, являющееся нафилем, а не таваккуль являющийся фардом.
Если человек стремится к долгой жизни ради того, чтобы совершать как можно больше поклонения и благодеяний, то это стремление не является порицаемым, а наоборот это считается мандубом.
Важно знать: Может ли богатство стать проклятием?
В одном из хадисов, переданных от Абу Бакры (радыйаллаху анху) сообщается, что однажды к посланнику Аллаха ﷺ пришел один человек и спросил: «О, посланник Аллаха! Какой человек может считаться самым достойным?».
Посланник Аллаха ﷺ ответил:
«Тот, чья жизнь была долгой, а поступки благими».
Этот человек спросил: «А какой человек может считаться самым скверным?».
Посланник Аллаха ﷺ ответил:
«Тот, чья жизнь была долгой, а поступки скверными» (Тирмизи, Зюхд, 22; Али аль-Муттаки, Канзуль-Уммал, № 42649).
Передается от Джабира (радыйаллаху анху), что посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Не желайте себе смерти, так как страх судного дня поистине ужасен. И поистине долгая жизнь может считаться счастьем, если Аллах даровал своему рабу возможность покаяния» (Ахмад ибн Ханбал, аль-Муснад, 3/332; Байхаки, Шуабуль-Иман, № 10589).
Амр ибн Абаса (радыйаллаху анху) рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Для того, у кого на пути Ислама поседеет хотя бы один волос, в Судный день этот волос станет светом для него» (Тирмизи, Фадаилюль-Джихад, 9; Насаи, Джихад, 25).
Убайд ибн Халид (радыйаллаху анху) рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ сделал братьями двух человек. Один из них был убит, а второй умер через неделю после гибели первого. Мы совершили по нему джаназа-намаз. Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Что вы говорили о нем?». Сахабы ответили: «Мы говорили: «О, Аллах! Прости его и соедини его с его товарищем».
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Где его выполненные намазы, посты и совершенные деяния (после смерти его товарища), и где деяния другого? Поистине, разница между деяниями этих двух людей, подобна разнице между небом и землей» (Насаи, Джанаиз, 77; Абу Давуд, Джихад, 29).
Это интересно: Как стать богатым без денег?
Причиной страстного стремления к долгой жизни является любовь к мирской жизни, пренебрежительное отношение к близости смерти, а также самообман молодостью и здоровьем.
Исцелиться от этого недуга можно лишь путем устранения причин, приведших нему. А именно: необходимо постоянно помнить о смерти, о том, что она может прийти к нам в любой момент совершенно внезапно, и что ни наша молодость, ни наше здоровье не станут препятствием для нее.
Сколько есть абсолютно здоровых людей, которые умирают совершенно внезапно, и сколько есть больных, которые живут в таком состоянии годами.
Наиболее сильным средством от этого недуга является чтение хадисов, в которых настоятельно рекомендуется всегда помнить о смерти и в которых порицается стремление к долгой жизни.
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»
Фото: elements.envato.com