По поводу того, кто заслуживает райские сады и его различные ступени, имеются хадисы и предания. Прежде чем перечислить все изречения Пророка (с.а.с.), следует упомянуть хадис, в котором разъясняется вопрос вхождения в райские сады.
Передается от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«Кроме упорствующих, вся моя умма войдет в Райскую обитель».
Его спросили: «О, Посланник Аллаха! Что означает «упорствовать»?
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто повиновался мне, окажется в райских садах. Поистине, тот, кто ослушался меня, окажется «упорствующим» войти в Райскую обитель» (Аль-Бухари, И‘тисам: 2, №6851, 6/2655).
Далее приведем хадисы, которые напрямую касаются нашей темы.
1. Передается от Абу Са‘ида аль-Худри (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине, обитатели Рая будут смотреть на живущих в покоях (верхних уровней Рая) над ними подобно тому, как вы смотрите на сверкающую вдалеке планету, которая удаляется к востоку или западу. Настолько одни будут превосходить других».
Его спросили: «О, Посланник Аллаха, будут ли эти покои жилищами пророков, которых не сможет достичь никто, кроме них?»
Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: «Нет! Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, они для людей, которые уверовали в Аллаха и поверили посланникам!» (Аль-Бухари, Бад аль-халк: 8, №3083, 3/1188; Муслим, Джаннат: 3, №2831, 4/2177).
2. Передается от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«Кто верит в Аллаха и в Его Посланника, совершает намаз и соблюдает пост во время Рамадана, имеет право надеяться на то, что Аллах введет его в Рай независимо от того, выходил такой человек на пути Аллаха или оставался на той земле, где он родился».
Его спросили: «О, Посланник Аллаха, не порадовать ли нам людей этой вестью?» Он ответил: «Поистине, в Раю есть сто уровней, которые Аллах приготовил для вышедших на пути Аллаха, и расстояние от одного уровня до другого подобно расстоянию от неба до земли. Если вы станете просить Аллаха о чем-то, то просите Его о Фирдаусе, ибо, поистине, он находится в середине Рая на самой его вершине, а выше него – только ‘Арш Милостивого, и из него (из Фирдауса) берут начало реки Рая» (Аль-Бухари: 4, №2637, 3/10280).
3. Передается от ‘Али (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине, в Раю возведены высокие и прозрачные дворцы: они просвечивают снаружи и изнутри».
Тогда один из арабов поинтересовался: «Кто же там будет жить?»
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Они для людей, которые строят свои отношения с людьми на основе добра и вежливости, обеспечивают едой неимущих, соблюдают дополнительный пост и совершают ночную молитву (тахаджжуд) ради довольства Аллаха, пока остальные пребывают в крепком сне» (Тирмизи, Сыфат аль-джаннат: 3, №2527, 4/294).
Мухаддисы разъясняют, что «соблюдающие пост» – это те, кто регулярно постятся по понедельникам и четвергам.
Также к ним относятся соблюдающие пост в течении минимум трех дней в месяц (кроме поста в месяц Рамадан), в частности 13, 14, 15 числа каждого месяца лунного календаря. Иначе этот пост называется «постом в белые дни». Они считаются теми, которые постоянно соблюдают пост.
4. Передается от Усамы ибн Зейда (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал своим сподвижникам:
«Кто из вас готов засучить рукава (усердствовать) ради Рая? Поистине, Райская обитель – бесценна. Клянусь Хозяином этой Каабы, она подобна мерцающему сиянию, тихому и нежному бризу, колыхающемуся цветку базилика, мощной цитадели, неиссякаемому ручейку, созревшим плодам, прелестной и желанной (высоконравственной) супруге и шелковому одеянию. Это – вечное пристанище, изобилующее несметными благами и блаженством, красивыми и высокими дворцами. Сподвижники сказали: «О, Посланник Аллаха! Мы готовы засучить рукава для достижения Рая».
После этого Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Скажите «если того пожелает Аллах (ИншаАллах)». Далее он рассказывал об усердии на пути Аллаха и побуждал к нему» (Ибн Маджа, Зухд: 39, № 4332, 2/1448-1449).
5. Передается от Убея ибн Ка‘ба (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«Если кто-либо из вас стремится к тому, чтобы ради него возводились высокие здания и возвышались ступени (в Раю), пусть прощает своих притеснителей, строит хорошие отношения со своими неприятелями и хорошо относится к тем, кто разорвал с ним отношения» (Хаким, «аль-Мустадрак», №3161, 2/323).
6. Ка‘аб (р.а.) сказал:
«Поистине, в Раю есть такой (цельный) рубин, в котором отсутствуют какие-либо трещины или добавки к нему. В нем семьдесят тысяч комнат, в каждой комнате – по семьдесят тысяч гурий с обаятельными глазами. Этой ступени будут удостоены только пророки, праведники, шахиды, справедливые правители или люди, в отношении которых будет принято решение судьей».
Тогда Ка‘ба (р.а.) спросили: «Кто же такой, в отношении нафса которого примет решение судья?» Он ответил: «Это такой человек, которого арестовали враги и ему предложили стать неверным или быть убитым, и он оставил решение врагу, не отрекаясь от ислама» (Ибн Абу Шейба, «аль-Мусаннаф», №35168, 18/454).
Здесь мы представили некоторые хадисы и предания, которые упоминаются в канонических текстах, и станут причиной вхождения человека в райские сады. Однако здесь не следует забывать: ни один человек не сможет войти в Райскую обитель посредством своих благодеяний, вхождение в Райскую обитель зависит от милости и благоволения Всевышнего Аллаха.