Аманат и раскрытие секретов: разбираем нюансы

В хадисе, переданном от Джабира (радыйаллаху анху) говорится:

أَلْمَجَالِسُ بِالْأَمَانَةِ اِلَّا ثَلَاثَةٌ سَفْكُ دَمٍ حَرَامٍ وَ فَرْجٌ حَرَامٌ وَ اقْتِطَاعُ مَالٍ بِغَيْرِ حَقٍّ

«Слова, сказанные в каком-либо собрании являются аманатом, за исключением трех случаев: пролитие запретной крови, посягательство на честь другого человека, и бесправный захват чужого имущества» (Абу Давуд, Адаб, 37).

Так же в хадисе, переданном от Джабира (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:

اِذَا حَدَّثَ رَجُلٌ رَجُلًا بِحَدِيثٍ ثُمَّ الْتَفَتَ فَهُوَ أَمَانَةٌ

«Если человек скажет другому человеку слово, а затем они расстанутся, то это слово будет считаться аманатом» (Абу Давуд, Адаб, 37).

Важно знать: Сунна: секреты и тайны маджлисов

В хадисе, переданном от Ибн Масуда (радыйаллаху анху) говорится:

اِنَّمَا يَتَجَالَسُ الْمُتَجَالِسَانِ بِالْأَمَانَةِ لَا يَحِلُّ لِأَحَدِهِمَا أَنْ يُفْشِيَ عَلَي صَاحِبِهِ مَا يَكْرَهُ

«Два человека сев в одном месте, садятся с аманатом. Ни для кого из них не будет дозволенным разглашать (после того как они расстанутся) то нехорошее, что по его мнению есть в его товарище» (Байхаки, Шуабуль-иман, № 11191; Али аль-Муттаки, Канзуль-Уммал, № 25433).

В хадисе, переданном от Абу Саида (радыйаллаху анху) говорится:

اِنَّ مَنْ أَشَرِّ النَّاسِ عِنْدَ اللَّهِ تَعَالَى مَنْزِلَةً يَوْمَ الْقِيَامَةِ الرَّجُلُ يُفْضِي اِلَي امْرَأَتِهِ وَ تُفْضِي اِلَيْهِ ثُمَّ يَنْشُرُ أَحَدُهُمَا سِرَّ صَاحِبِهِ

«В Судный день самым худшим человеком перед Аллахом будет тот, кто вступает в отношения с женой, а она вступает в отношения с ним, а затем каждый из них разглашает секреты другого» (Муслим, Никях, 21).

Это интересно: 6 секретов мусульманина

Знай, что если в собрании будет сказано или произойдет что-то, разглашение чего может стать неприятностью, и если это не противоречит шариату, то это необходимо скрывать и не придавать огласке.

Если же произошедшее или услышанное противоречит шариату, или является одним из прав Аллаха, но при этом не требует установленного шариатом наказания, то это так же необходимо скрывать.

Если же это что-то, что требует хукма шариата, например, прелюбодеяние или употребление алкогольных напитков, то в этом случае человек свободен в выборе, разглашать это или нет. Однако скрыть это, будет лучше.

Если же это связано с правами рабов, то в этом случае следует посмотреть: если это подразумевает причинение кому-то вреда, или связано с кысасом или возмещением ущерба, то в этом случае об этом необходимо сообщить и при необходимости выступить в качестве свидетеля.

Если же о причинении какого-либо вреда речи не идет, и это не касается какого-либо установления шариата, то в этом случае необходимо скрыть это.

Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»

Социальные комментарии Cackle