«Никогда не совершай погребальный намаз по кому-либо из них и не стой над его могилой (не хорони их и не навещай после смерти), потому что они не верили в Аллаха и Его Посланника. И они умерли нечестивцами (неверующими)» (Ат-Тауба, 84).
В риваяте, переданном от Ибн Умара, сообщается, что когда умер Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль, его сын Абдуллах пришел к посланнику Аллаха (с.а.с.) и попросил у него рубашку, чтобы использовать в качестве савана для своего отца. Посланник Аллаха (с.а.с.) дал ему свою рубашку.
Затем Абдуллах попросил посланника Аллаха (с.а.с.), чтобы он сам лично провел джаназа-намаз по его отцу. Когда посланник Аллаха (с.а.с.) поднялся для того, чтобы провести погребальную молитву, Умар схватил его за полы одежды и сказал: «О, посланник Аллаха! В то время как Аллах Всевышний запретил тебе просить прощения для них, ты собираешься провести джаназа-намаз по нему?».
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Мой Господь предоставил мне право выбора в том, что касается просьб о прощении для них, сказав: «Будешь ли ты (о, Мухаммад) просить прощения для них или не будешь, Аллах все равно не простит их, даже если ты попросишь прощения за них семьдесят раз...». А я просил больше семидесяти раз».
Умар сказал: «Но он же мунафик». Несмотря на возражения Умара, посланник Аллаха (с.а.с.) встал и провел джаназа-намаз по Абдуллаху ибн Убаййу. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Муслим, Сыфатуль-Мунафикын, 3; Бухари, Тафсируль-Куръан, 9/12].
После этого посланник Аллаха (с.а.с.) перестал совершать джаназа-намаз по мунафикам [Тирмизи, Тафсируль-Куръан, 9/13, хадис №: 3098; Насаи, Джанаиз, 40, хадис №: 1898].
В другом риваяте, который приводит Бухари, есть небольшое дополнение в виде слов: «Посланник Аллаха (с.а.с.) совершил по нему (Абдуллаху ибн Убаййу ибн Салюлю) джаназа-намаз, и мы совершили его» [Бухари, Тафсируль-Куръан, 9/13].
В риваяте, переданном Насаи от Джабира, сообщается: когда тело Абдуллаха ибн Убаййа было уже положено в могилу, к ней подошел посланник Аллаха (с.а.с.) и приказал извлечь тело из могилы, после чего положил его тело себе на колени и собственноручно надел на него свою рубашку в качестве савана, после чего подул на него [Насаи, Джанаиз, 40, хадис №: 1899].
Это интересно! Читайте также: Кто должен проводить заупокойные молитвы?
В риваяте, который приводят Тирмизи и Насаи от Умара ибн Хаттаба, сообщается, что Умар рассказывал: «Когда умер Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль, посланника Аллаха (с.а.с.) позвали чтобы провести по нему джаназа-намаз. Когда посланник Аллаха (с.а.с.) уже встал, чтобы совершить намаз, я встал возле него и сказал: «О, посланник Аллаха! Неужели ты станешь совершать джаназа-намаз по Абдуллаху ибн Убаййу, который был врагом Аллаха и говорил то-то и то-то?».
Посланник Аллаха (с.а.с.) только улыбнулся, а я начал считать те дни, когда Абдуллах ибн Убай проявлял лицемерие. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал мне: «О, Умар! Отойди назад. По поводу джаназа-намаза по нему мне предоставлена свобода и выбора, и я решил совершить по нему джаназа-намаз.
Аллах Всевышний сказал мне: «Будешь ли ты (о, Мухаммад) просить прощения для них или не будешь, Аллах все равно не простит их, даже если ты попросишь прощения за них семьдесят раз, потому что они не уверовали в Аллаха и Его посланника». Если бы я знал, что они будут прощены, если я стану просить об их прощении более семидесяти раз, то я бы обязательно увеличил бы это количество».
После этого посланник Аллаха (с.а.с.) совершил по нему джаназа-намаз, а затем проследовал вместе с траурной процессией на кладбище. Он стоял у его могилы, пока погребение не было закончено.
Я сам удивился тому, что осмелился сказать посланнику Аллаха (с.а.с.) то, что я сказал ему. Но, клянусь Аллахом, прошло совсем немного времени, как был ниспослан аят «Никогда не совершай погребальный намаз по кому-либо из них и не стой над его могилой (не хорони их и не навещай после смерти), потому что они не верили в Аллаха и Его Посланника. И они умерли нечестивцами (неверующими)».
После этого посланник Аллаха (с.а.с.) никогда не совершал джаназа-намаз ни по одному мунафику и не стоял у их могил» [Тирмизи, Тафсируль-Куръан, 9/12, хадис №: 3097; Насаи, Джанаиз, 69, хадис №: 1964]. Тирмизи говорил, что данный хадис — хасан, сахих, гариб.
В риваяте, переданном от Джабира, сообщается, что обращение Абдуллаха, сына Абдуллаха ибн Убаййа ибн Салюля, к посланнику Аллаха (с.а.с.) о совершении джаназа-намаза по его отцу и о заворачивании его тела в рубашку посланника Аллаха (с.а.с.) было продиктовано завещанием, которое оставил его отец [Табери, Джамиуль-Байан, 10/141].
Ибн Кясир говорит, что согласие посланника Аллаха (с.а.с.) предоставить свою рубашку в качестве савана для Абдуллаха ибн Убаййа ибн Салюля связано с пленением Аббаса в битве при Бадре. Мусульмане пленили его полностью голым, а поскольку Аббас был крупного телосложения, то ни одна рубашка, которую предложили ему, не подошла. Единственная рубашка, которая могла подойти Аббасу, была рубашка Абдуллаха ибн Убаййа, которую он и отдал Аббасу [Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 4/134; Насаи, Джанаиз, 40, хадис №: 1900].
(Фото: shutterstock.com).