В «Захратур-Рийяде» сказано:
- Пророк в ночь Мираджа передвигался на пяти средствах, пока не добрался до Всевышнего. Сначала он сел на Бурака, затем восходил на небо с Мираджем (лестницей). Ученые спорили по поводу этой лестницы, высказывали различные мнения.
Кто-то говорил, что эта лестница была из света, кто-то - из золота. Кое-кто говорил, что это была жемчужная лестница, а кто-то утверждал, что она была серебряная.
Затем с первого неба он поднимался до седьмого неба на крыльях ангелов.
На четвертом этапе своего восхождения, от седьмого неба до Лотоса крайнего предела он передвигался на крыле Джибриля (а.с.).
И в самом конце появился золотой ковер под названием "раф-раф". Всевышний говорит:
«Лотос покрыло то, что его покрыло» (Сура «Звезда», аят 16).
От Лотоса до расстояния двух луков он двигался на раф-рафе. А потом он стал «…даже ближе» (Сура «Звезда», аят 9).
Говоря по-другому, он приблизился к Аллаху и отдалился от всего сотворенного.
Некоторые сказали, что он отдалился от Земли и был близок к Аршу. А кто-кто говорил, что он был далеко от Каабы и ближе к Иерусалиму.
Были и такие, которые утверждали, что он отдалился от всего материального и стал ближе к Господу духов. Некоторые говорили, что он далеко оставил свой нафс и стал ближе к своему сердцу.
Исследователи сказали:
- В ту ночь дух Пророка (с.г.в.) остановился на расстоянии двух луков (кабе кавсейн), а своим непостижимым (сырр) он добрался до места, которое названо "даже ближе" (ав'адна). То есть свое тело он оставил на небе, дух - у Лотоса крайнего предела, душу - на расстоянии двух луков. Таким образом, с Всевышним он остался один на один только своей непостижимой сутью.
Всевышний Аллах сказал нафсу:
- Где же душа?
У души Он спросил:
- А где же дух?
Духу задал вопрос:
- Где непостижимое?
У непостижимого спросил:
- Где Мой любимец?
А затем Всевышний соизволил сказать:
- О, Нафс! Я отдаю тебе блага и прощение.
- О, Дух! Я дарю тебе милость и щедрость.
- О, Душа! Я даровал тебе любовь.
- О, Непостижимое! Я стану твоим. Я - твой.
Отсюда слова Всевышнего "даже ближе".
Как передают, когда Пророк (с.г.в.) добрался до Лотоса крайнего предела, Всевышний велел:
- О, Мухаммад! Встань на ноги!
Когда Пророк (с.г.в.) встал, что-то коснулось его ног. Он немного прошел и сказал:
- Йа Рабби! Что-то коснулось моих ног.
В ответ Всевышний сказал:
- Ты наступил ногой на Арш.
- Почему Арш удалился от меня? - спросил Пророк (с.г.в.).
Всевышний ответил:
«Это не Арш отдалился, а ты далеко ушел, ибо ты для Меня обладаешь большим достоинством. Будь даже сто тысяч Аршей, и то земля, на которую ты наступил, будет для Меня дороже».
Аллах Всевышний спросил:
- О, Мухаммад! Какой подарок ты Мне принес?
Пророк (с.г.в.) ответил:
- Я принес две вещи. Недостаточно покорности, поклонения и излишнее количество земных забот и грехов.
Всевышний сказал:
- Я осудил недостаток поклонения, исходя из Своего милосердия, а множество грехов оставляю на твое заступничество.
Абу Бакр ас-Сыддик передал: «Однажды я спросил у Пророка, что означает выражение Аллаха: «Он внушил Его рабу откровение» (Сура «Звезда», аят 10)? Посланник Аллаха ответил:
- Аллах пожаловался на пять вещей относительно моей уммы:
Из книги "Анваруль-ашикын"