"Адский огонь для них запретным является, более того, становится он подобным розе и приветствует их"
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 228. Аллегория
Если станешь ты, подобно мне, влюбленным и тоскующим,
Словно саламандра, ты в этот огонь войдешь.
Крылья твои не сгорят, несомненно,
Посему, несмотря на жар, подобен воде огонь, [так и] знай!
Влюбленный обретает истину, словно Халиль (пророк Ибрахим – прим. ред.),
Так что становится огонь для него Сальсабилем.
О увязший в нафсе и желании,
Огонь – это то, что там осталось.
Если освободишься ты от алчности, а затем от желания,
Станешь ты Халилем (пророком Ибрахимом – прим. ред.) на пути к Аллаху.
Кто в огонь любви к Нему вошел,
Тот, подобно саламандре, крупной птицей является.
Разве огонь сжигает огонь?
Стал он подстилкой для Друга Истинного (халил-и Хак).
Верующие, всецело являющиеся Халилем (пророк Ибрахимом – прим. ред.),
Разве станут из-за этого огня униженными и презренными?
Адский огонь для них запретным является,
Более того, становится он подобным розе и приветствует [их].
Верующие подобны саламандре, о юноша.
Посему, не горят они в огне, несомненно.
Место утки в воде находится,
Если войдет в огонь, то станет пеплом она.
Эти два рода в мире постоянно существуют,
Один бдящим, а другой спящим является.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.
Читайте также:
-
Как шутил Посланник Аллаха (ﷺ)
Анас ибн Малик (радыйаллаху анху) рассказывал:
«Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил мне: «Эй, с двумя ушами». Махмуд говорил, что Абу Усама сказал: «Он так с ним шутил».
Анас ибн Малик (радыйаллаху анху) рассказывал:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обращаясь к ребенку со словами: «Эй, отец Умайра, что стало с нугайром», исчезал среди нас». Имам Тирмизи говорил: «Из этого хадиса следует, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) шутил
-
Нашиды: можно или нельзя?
В современном исламском богословии отношении к музыке весьма дискуссионное, если часть мусульманских ученых весьма либерально относятся к музыкальной культуре как таковой (если только она не несет в себе негативной информации), то другие напрочь отрицают дозволенность любой музыкально-песенной продукции. При этом единственным не запрещенным музыкальным инструментом является даф – ударный инструмент, напоминающий небольшой барабан или бубен.
-
Как быть если вы опоздали на коллективный намаз? (Инфографика)
-
Тому, кто решит оставить спор, будучи правым, построят дом в Раю
Аллах Всевышний создал человека, Он создал физическую плоть, душу и ум. Посредником между всем этим является язык человека, который говорит благое, распространяет любовь, учит хорошему и сквернословит, сплетничает и приносит боль другим. Язык человека – испытание для него и предстанет он перед ответом в том числе за то, какие речи он говорил и сдерживался от запретного Аллахом.
-
Как совершается намаз, равный 20 годам поклонения?
В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Кто после вечернего намаза, не говоря ничего плохого, совершит шесть...
-
Что сказано о терпении в Священном Коране?
Трудно переоценить значимость терпения в жизни человека. Терпение - это сила, которая помогает перенести тяготы, делать правильный выбор, возвращать себя на путь нравственности и истины и просто быть уравновешенным и благоразумным. В Коране терпение (сабр) упоминается более 100 раз. И в разных аятах и в разных значениях…
-
Только в Рамадан! Два момента, когда ваши ДУА будут обязательно приняты
И Коран, и Сунна говорят о неоценимых достоинствах дуа как о сущности и лучшей форме поклонения. Это удивительный способ приблизиться к Аллаху.
-
7 причин начать читать Коран уже сегодня
Коран - это священное Писание от Всевышнего, ниспосланное более 1400 лет назад. Давайте рассмотрим 7 фактов о том, почему обязательно читать Коран.