Фото: Aleksandr Ozerov/ shutterstock.com
В современном обществе одной из самых острых проблем, с которой мы сталкиваемся, является тревожный упадок адаба. Поистине, адаб – основа для существования здорового общества.
Этикет, достойное моральное поведение и принципы хорошего тона – это все тоже адаб. Отсутствие же надлежащего воспитания и стандартов результат большинства современных социальных проблем, включая коррупцию, взяточничество, распутство, несправедливость и общую деградацию моральных ценностей.
Как мусульмане, мы верим, что адаб — это не просто хорошие манеры; он глубоко укоренен в наших отношениях с Аллахом и отражает наше понимание существования в этом бренном мире.
Адаб имеет решающее значение для формирования характера людей, особенно детей и молодежи. Он предполагает привитие им уважения, доброты, честности и смирения — ценностей, которые необходимы для благополучия любого общества.
Коран о нравственности: изучаем благородные суры
Фото: Leonardo Alpuin/ shutterstock.com
Первый шаг к построению общества, основанного на принципах адаба, начинается со всестороннего образования и воспитания дома.
Женихи и невесты, прежде чем вступать в брак, должны усвоить эти ценности. Это подготовит их к будущему воспитанию своих детей, которые тоже должны воплощать принципы хорошего поведения и уважения.
Наилучшим примером адаба для нас является наш любимый Пророк Мухаммад ﷺ. Так в одном из хадисов Анас ибн Малик (р.а.) передал: «Пророк Мухаммад никогда не ругался (никогда и никого не оскорблял), никогда не вел себя неприлично (бесстыдно, непристойно) и никого не проклинал! [Всегда был предельно воспитан и тактичен]. Если кто-то заслуживал упрека, говорил: «Он оступился? [Ну как же так?!]» (Бухари).
Одним из ярких напоминаний об адабе является понимание того, что Аллах всегда наблюдает за нами, как за нашими действиями, там за словами и даже мыслями.
В известном хадисе сказано, что однажды ангел Джабраиль (а.с.) появился рядом с Пророком ﷺ в ослепительно белоснежной одежде и стал спрашивать об исламе, в том числе он спросил Любимца Аллаха о том, что такое ихсан.
Пророк ﷺ ответил ему: «Ты должен поклоняться Аллаху так, как будто ты видишь Его. Ведь если ты и не видишь Его, то Он видит тебя».
Фото: Gabdrakipova Dilyara/ shutterstock.com
Термин «ихсан» обозначает уровень совершенства, когда человек поклоняется Аллаху так, как будто видит Его, и хотя мы не можем видеть Его, Он видит нас. Это важный принцип в воспитании нас самих и наших детей. Он учит нас действовать честно при любых обстоятельствах, осознавать, что наши поступки записываются и за них придется отвечать, если не в этом мире, то в мире вечном.
В сущности, весь Коран ведет к ихсану, означая совершенствование во всех делах, а также совершение добрых и милосердных поступков.
Ихсан значит старание в поклонении Всевышнему, осознавая и помня, что Он Всевидящий и Всеслышащий, Знающий все человеческие помыслы и намерения, будь они хорошими или дурными.
Ислам имеет две стороны – явную и скрытую, важнейшей из которых является именно невидимая, духовная сторона. Ведь внешние атрибуты, хоть и важны, но вторичны, самое главное – это намерения и поступки человека.
Простое соблюдение внешних проявлений веры, таких как ношение хиджаба или показное совершение намаза, не гарантирует, что человек является истинным мусульманином. Суть того, чтобы быть последователем ислама, заключается в его действиях и искренности, стоящей за ними.
Именно через наши поступки и взаимодействие с другими людьми по-настоящему проявляется наша вера. Адаб призывает нас смотреть дальше поверхностных проявлений благочестия и сосредоточиться на сути наших действий.
Фото: godongphoto/ shutterstock.com
Интересно, что отсутствие адаба является проблемой не только внутри мусульманского сообщества; оно выходит за рамки всех расовых, религиозных и культурных границ.
В Библии, Торе и Куръане мы находим общую нить учений, которые подчеркивают общечеловеческие ценности — не убивай, не воруй, относись к другим с уважением и справедливостью. Все пророки говорили о необходимости соблюдения адаба, направляя свои общины к жизни, полной честности и сострадания.
Мы признаем, что никто не совершенен. Аллах создал человечество со способностью ошибаться, но наша обязанность – стремиться к совершенствованию. Это включает в себя самоанализ, поиск общества праведных людей и обращение с дуа (мольбой) о наставлении на прямой путь. Путь к праведности не прост; он сопряжен с трудностями, которые проверяют нашу приверженность адабу.
В Благородном Куръане сказано:
«А кого Аллах сбил [с истинного пути], того никто не наставит. Он [Всевышний Аллах] оставляет их [тех, кто упрямо отдалился от веры] бродить [без цели и смысла] в заблуждении» (Аль-Араф, 186).
Данный аят напоминает нам о том, что наши проступки могут увести нас от благоволения Аллаха и приблизить нас к вечному наказанию.
Фото: ibnu alias/ shutterstock.com
Важно помнить, что решение принадлежит только Аллаху. В наших взаимоотношениях мы должны быть осторожны, называя других людей верующими или неверующими. Такие суждения могут привести к разделению и вражде внутри наших сообществ. Вместо этого мы должны сосредоточиться на своем личностном росте и развитии сострадательного общества, основанного на взаимном уважении. Аллах предупредил нас об опасности поспешных суждений; мы всегда должны действовать осторожно.
В конечном счете, наша миссия в этой жизни – добиваться благоволения Аллаха. Поступая так, мы можем утвердиться в адабе, создавая общество, в котором преобладают уважение, доброта и моральные устои. Принципы адаба могут стать краеугольным камнем наших сообществ, определяющим наши действия и решения.
Жизненно важно, чтобы мы прилагали сознательные усилия для воплощения этих учений в жизнь, помня, что наш путь самосовершенствования способствует не только развитию нашего индивидуального характера, но и коллективной морали общества.
Фото: Parilov/ shutterstock.com
В Благородном Куръане есть аят:
«Не проедайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы незаконно есть часть имущества людей [путем дачи взятки и лжесвидетельства], в то время как вы знаете [что совершаете недозволенное и греховное]» ( Аль-Бакара, 188).
Посланник Аллаха ﷺ открыто показал свое недовольство в отношении тех, кто нарушает общественные права и даже не присутствовал на поминках тех, кто украл общественное имущество (Муватта, Джихад, 23). Он своим личным примером установил образцовую модель лидерства, в которой приоритетными были прозрачность и подотчетность.
Фото: Shalstock/ shutterstock.com
Ключом к вечному вознаграждению и спасению от наказания является воздержание от нарушения чужих прав. По этому поводу Пророк ﷺ следующим образом высказал свое мнение: «Кто совершит такие несправедливости, как покушение на честь, достоинство или имущество своего брата по религии, пусть человек попросит прощение и возместит ущерб до того, как наступит день, когда золото и серебро не будут иметь никакой ценности (Судный день). В противном случае, если у него есть праведные дела, то в Судный день, они будут отданы тому, по отношению к кому грешник совершил несправедливость. А если у него не окажется праведных дел, то грехи обиженного им будут возложены на него» (Бухари, Мазалим, 10).
Коррупция, одновременно подрывая общественные структуры, несомненно уничтожает духовную составляющую человека.
Ислам призывает к справедливости в управлении обществом. И потому каждый, кто нарушил права других, должен вернуть им долг и получить прощение до того, как до него дойдет кара Божья.
Фото: Gabdrakipova Dilyara/ shutterstock.com
Стремясь к довольству Аллаха, мы должны построить будущее, в котором царит адаб, обеспечивая мир и процветание грядущим поколениям, где нет места взяточничеству, а также всем другим нечеловеческим проявлениям.
Земная жизнь всего лишь испытание для всех нас. Пусть Всевышний убережет каждого от неверных поступков и плохих советчиков. Амин.
Первая сунна Пророка ﷺ, которой должен обучиться верующий
Хасан Умеров