Аят о тех, кто просил разрешения поклоняться своим идолам

Создано при помощи нейросети Kainat.AI

Создано при помощи нейросети Kainat.AI

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ اتَّقِ اللَّهَ وَلَا تُطِعِ الْكَافِرِينَ وَالْمُنَافِقِينَ إِنَّ اللَّهَ
كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا

«О Пророк! Бойся Аллаха и не подчиняйся неверующим и лицемерам. Поистине, Аллах – Знающий, Мудрый» (Ахзаб, 1).

Согласно риваяту Джувайбира от Даххака, а он – от Ибн ‘Аббаса, группа мекканцев, среди которых были аль-Валид ибн аль-Мугира и Шейба ибн Рабиа, сказали Пророку ﷺ: «Если ты откажешься от своих притязаний, мы отдадим тебе половину наших богатств». Шейба ибн Рабиа обещал выдать замуж за Пророка ﷺ свою дочь. Вот в связи с этим случаем был ниспослан этот аят.

«Не приобщай к Аллаху никого! Поистине, язычество – великое зло»: история ниспослания аята

В другом риваяте, дошедшем от Ибн ‘Аббаса, также сказано, что в Медине иудеи и мунафики грозились убить Пророка ﷺ, если он не откажется от своих устремлений. И после этого был ниспослан этот аят (Замахшари, III, 248; Суюти “Любаб ан-Нукуль”, II, 60).

После хиджрата в Медину, Пророк ﷺ очень хотел, чтобы иудеи из Бану Курайзы, Бану Надира и Бану Кайнуки стали мусульманами. Некоторые из них исключительно из лицемерия делали вид, что стали последователями Пророка ﷺ. Чтобы привлечь их к исламу, Пророк ﷺ очень мягко обращался с ними, делал подарки старшим и младшим, старался не замечать их мелкие прегрешения, прислушивался к сказанному ими, внимательно слушал их. Эта аяти-карима была ниспослана как раз в связи с этим (Куртуби, XIV, 77).

Фото: Bastian AS / shutterstock.com/ru

Фото: Bastian AS / shutterstock.com/ru

Также говорилось о ниспослании аята об одной группе из сакифитов, которые пришли к Пророку ﷺ и попросили у него разрешения еще на один год остаться им идолопоклонниками, говоря: «Эй, Мухаммад, дозволь нам еще один год поклоняться Лату и Уззе, чтобы курайшиты поняли, как высоко ты нас ценишь». Вот после этого был ниспослан этот аят (Куртуби, XIV, 77).

По сути, нет большой разницы, о ком этот аят: про мушриков из курайшитов или из сакифитов. И те, и другие просили разрешения продолжить поклоняться тем, кому они поклонялись кроме Аллаха, и превращали это в предмет торга. Также очевидно, что таухид превыше любых торгов и всяких соображений, и что хукм этого аята имеет всеобщий характер и относится ко всем, кто просит о чем-то подобном.

Из книги «Асбабун-Нузуль»

Социальные комментарии Cackle