Аят о тех, кто просил разрешения поклоняться своим идолам
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ اتَّقِ اللَّهَ وَلَا تُطِعِ الْكَافِرِينَ وَالْمُنَافِقِينَ إِنَّ اللَّهَ
كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا
«О Пророк! Бойся Аллаха и не подчиняйся неверующим и лицемерам. Поистине, Аллах – Знающий, Мудрый» (Ахзаб, 1).
Согласно риваяту Джувайбира от Даххака, а он – от Ибн ‘Аббаса, группа мекканцев, среди которых были аль-Валид ибн аль-Мугира и Шейба ибн Рабиа, сказали Пророку ﷺ: «Если ты откажешься от своих притязаний, мы отдадим тебе половину наших богатств». Шейба ибн Рабиа обещал выдать замуж за Пророка ﷺ свою дочь. Вот в связи с этим случаем был ниспослан этот аят.
«Не приобщай к Аллаху никого! Поистине, язычество – великое зло»: история ниспослания аята
В другом риваяте, дошедшем от Ибн ‘Аббаса, также сказано, что в Медине иудеи и мунафики грозились убить Пророка ﷺ, если он не откажется от своих устремлений. И после этого был ниспослан этот аят (Замахшари, III, 248; Суюти “Любаб ан-Нукуль”, II, 60).
После хиджрата в Медину, Пророк ﷺ очень хотел, чтобы иудеи из Бану Курайзы, Бану Надира и Бану Кайнуки стали мусульманами. Некоторые из них исключительно из лицемерия делали вид, что стали последователями Пророка ﷺ. Чтобы привлечь их к исламу, Пророк ﷺ очень мягко обращался с ними, делал подарки старшим и младшим, старался не замечать их мелкие прегрешения, прислушивался к сказанному ими, внимательно слушал их. Эта аяти-карима была ниспослана как раз в связи с этим (Куртуби, XIV, 77).
Фото: Bastian AS / shutterstock.com/ru
Также говорилось о ниспослании аята об одной группе из сакифитов, которые пришли к Пророку ﷺ и попросили у него разрешения еще на один год остаться им идолопоклонниками, говоря: «Эй, Мухаммад, дозволь нам еще один год поклоняться Лату и Уззе, чтобы курайшиты поняли, как высоко ты нас ценишь». Вот после этого был ниспослан этот аят (Куртуби, XIV, 77).
По сути, нет большой разницы, о ком этот аят: про мушриков из курайшитов или из сакифитов. И те, и другие просили разрешения продолжить поклоняться тем, кому они поклонялись кроме Аллаха, и превращали это в предмет торга. Также очевидно, что таухид превыше любых торгов и всяких соображений, и что хукм этого аята имеет всеобщий характер и относится ко всем, кто просит о чем-то подобном.
Из книги «Асбабун-Нузуль»
Читайте также:
-
Рай у мусульман
Рай у мусульман или по-арабски Джаннат представляет собой прекрасный сад, подобный Эдемскому саду, откуда были изгнаны Адам и Ева. Само слово Джаннат с арабского языка переводится как сады, но по большей части используется в словосочетаниях, например райские сады или эдемские сады.
-
Разрешено ли использование духов на спиртовой основе?
Алкоголем, который запрещен в Коране к употреблению и считается наджас (нечистотами), является алкоголь, полученный из винограда. То есть хамр. Хамр – это вино, изготовленное из винограда или фиников
-
Продолжать ли читать намаз, если не можешь отказаться от совершения грехов?
Если человек начал совершать намаз, но не может отказаться от своих греховных дел, стоит ли ему продолжать намаз или же лучше подождать?
-
Высказывания благочестивых предшественников о достоинстве знания
Обычно религию противопоставляют науке и знаниям – как будто религиозный человек априори не может быть образованным, развитым и наоборот. Но в Исламе совершенно другой подход. И в Коране и в Сунне есть немало призывов к тому, чтобы верующие стремились к знаниям.
-
Знают ли умершие о том, что происходит в этом мире?
Смерть человека, особенно близкого и родного, всегда воспринимается тяжело. Это то, что нужно пережить, переосмыслить и принять. Часто, после осознания всего происходящего люди начинают задумываться о том, что происходит с человеком в мире ином: слышат, видят ли он нас и есть ли какая-нибудь связь между миром живых и мертвых.
-
Змея, которая ждала встречи с Пророком (мир ему) целых шестьсот лет
Через три дня Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел в путь по направлению к Медине. В этом повествовании имеется шесть поучительных моментов.
-
Бейрут с разницей в один день (ФОТО ГОРОДА ДО И ПОСЛЕ)
Древний город с историей в 5000 лет, вошедший в число городов, признанных Семью чудесами света, объявлен зоной бедствия, где погибли сотни людей...
-
Намаз, который Пророк (ﷺ) не оставлял даже в случае болезни
Ученые говорили, что если человек чего-то хочет и не совершает тахаджуда, значит, он этого не хочет. Имам Шафии говорил, что тахаджуд намаз подобен стреле, которая непременно достигнет своей цели.