Чтобы обладать благим нравом, нужно подражать благонравным людям. На это нам указывают слова многих великих ученых Ислама.
Ученые не становились великими только из-за своей эрудированности или большого количества учеников. Они заслужили величие своей богобоязненностью, благими поступками и приверженностью к истине. Благодаря всему этому Аллах даровал им Свое благословение (тауфик) и сохранил память о них в последующих поколениях.
Один из самых великих предшественников, хранитель сунны и автор самого популярного сборника хадисов – Мухаммад ибн Исмаиль аль-Бухари. Имам родился в семье выходцев из Персии. Предки его были зороастрийцами, а прадед аль-Мугира принял Ислам в Бухаре.
Воспитанием и образованием имама занималась его мать, которая контролировала его обучение различным наукам. Мухаммад ибн Исмаил с детства обладал необычайной памятью. Передается, что в семь лет он выучил Коран, а в десять он уже знал наизусть тысячи хадисов.
Имам аль-Бухари отличался великой щедростью, богобоязненностью и усердием в поклонении Аллаху. Он свято чтил все повеления Аллаха, больше всего страшась преступить Его запреты. Имам аз-Захаби (да помилует его Аллах) писал: «Имам аль-Бухари отличался от других мухаддисов своей осторожностью. Кто прочтет о том, что он говорил о вопросах джарху ва ат-тадиль (суждение о передатчиках), тот увидит, насколько он был объективным и справедливым ученым. Тогда, как другие мухаддисы применяли такие резкие выражения, как “лжец”, “такой-то выдумывает хадисы” и так далее, имам аль-Бухари в основном говорил о слабых передатчиках: “ученые молчат о таком-то”, “он – оставленный”, “в нем есть сомнение”». Все это по той причине, что он боялся вынести о человеке несправедливое решение или плохо высказаться о ком-либо. Сам он говорил: «Я ни разу не сплетничал после того, как узнал о вреде этого греха!»
Поступок, который хуже, чем прелюбодеяние
Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари, как и полагается великому ученому, был очень усерден в поклонении и служению Господу. Сообщается, что однажды он встал на молитву, во время которой его 17 раз ужалила оса. Закончив молитву, он сказал: «Посмотрите, что это было». Когда люди увидели на теле имама 17 воспаленных мест, они сообщили ему об этом и спросили: «Почему же ты не прервал молитву?» На это имам ответил: «Я читал один аят и не хотел прервать свое чтение».
Мусаббих ибн Сагид сказал: «Когда наступал месяц рамадан, ночью в доме имама аль-Бухари собирались его друзья и ученики. Имам совершал с ними молитву, во время каждого ракаата читая по двадцать аятов. И они молились так, пока имам не прочитывал весь Коран. После утреннего намаза он обычно прочитывал треть Корана и делал хатм в течение трех ночей. Днем же он прочитывал Коран полностью. Объясняя свою любовь к чтению Корана, он говорил: “Мольба после прочтения всего Корана не отвергается”».
У имама был писарь, который поведал о его жизни много подробностей. В одном из своих сообщений он говорил: «Мухаммад аль-Бухари очень мало ел и был чрезмерно щедрым к своим ученикам». Он также говорил: «За ночь имам просыпался около 15-20 раз. Каждый раз он зажигал свечу и записывал что-то о хадисах, после чего обратно ложился. Он никогда не будил меня ночью, и однажды я сказал ему: «Ты ночью проделываешь столько всего, утомляя себя. Почему ты не будишь меня?» Он ответил: «Ты еще молод, и я не хочу портить тебе сон».
Вот таким заботливым, скромным и богобоязненным предстает перед нами имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари (да помилует его Аллах) согласно сообщениям его близких и учеников. Да смилостивится Аллах над имамом и примет от него весь его вклад в распространении религии Ислам!
«Хидаят ас-сари ли сират аль-Бухари», 73